Космический корабль «Восход» (ЗКВ)

Корабли «Восход» имели такие же внешние размеры и компоновочные схемы (длина - 5 м, диаметр - 2.43 м), как у «Востоков», и выпускались в трех модификациях.

Первая из них (корабли ЗКВ) предназнача­лась для полета экипажа из трех человек. Чтобы поместить трех космонавтов в одну кабину, пришлось отказаться не только от возможности их катапультирования, но и от спасательных скафандров. Космонавтов в спортивных костюмах удалось разместить только в индивидуальных креслах «Эльбрус» (разработка нового главного конструктора завода №918 Г.И. Северина, сменившего С.М. Алексеева) в очень неудобных позах - лежа на спине с подогнутыми к груди коленями. Да и кресла располагались ступеньками.

Чтобы смягчить удар о Землю при посад­ке, кресла «Эльбрус» снабжались дополнительными амортизаторами. Кроме того, бы­ла разработана система мягкой посадки с двумя куполами основных парашютов и по­роховыми двигателями, расположенными на стропах. Для их включения было разработа­но дистанционное контактное устройство типа щупа. На корабле в верхней части СА установили дублирующий (пороховой) тор­мозной двигатель массой 145 кг. Корабль ЗКВ также оснащался дополнительной сис­темой ориентации с ионными датчиками, усовершенствованной радио- и телевизион­ной аппаратурой.

Вследствие этих доработок общая надеж­ность корабля существенно снизилась:

Эти доработки привели к увеличению массы «Восхода» (она составила 5.32 т) по сравнению с «Востоком» (4.73 т). Чтобы его запускать, понадобилось на ракете 8А92 заменить третью ступень на новую, более мощную. Получилась новая РН 11А57, впоследствии названная, как и ко­рабль, «Восход».

  1. Дублирующая пороховая ТДУ.
  2. Антенны командной радиолинии.
  3. Спускаемый аппарат.
  4. Баллоны со сжатым газом системы ориентации.
  5. Антенны системы связи с Землей «Заря».
  6. Приборный отсек.
  1. Жалюзи системы терморегулирования.
  2. Сопла управления ТДУ.
  3. Камера сгорания ТДУ.
  4. Антенна телеметрии.
  5. Солнечный датчик.
  6. Приборная доска.