Базовый блок

Базовый блок 17КС №12701 был предназ­начен для обеспечения деятельности экипа­жа численностью до шести человек и управ­ления комплексом «Мир» с изменяющейся конфигурацией.

Основные функции ББ:

Головным разработчиком комплекса «Мир» было НПО «Энергия», разработчиком Базово­го блока и модулей станции - КБ «Салют», их основными изготовителями - Машинострои­тельный завод им. М.В.Хруничева и Завод экспериментального машиностроения.

Стартовая масса ББ составила 20900 кг; длина по корпусу - 13.13 м, максимальный диаметр - 4.35 м, объем герметичных отсе­ков - 90 м3, свободный объем - 76 м3. ББ конструктивно состоял из четырех отсеков: трех герметичных - переходного отсека (ПхО), рабочего отсека (РО) и переходной камеры (ПрК), а также негерметичного агре­гатного отсека (АО).

Переходный отсек был предназначен для стыковки четырех целевых модулей и пере­хода в них членов экипажа. Он также мог вы­полнять функции шлюзового отсека при вы­ходе в открытый космос, для чего на нем был установлен клапан сброса давления. Длина ПхО - 2.78 м, герметичный объем - 6.85 м3. На сферической части ПхО были установле­ны пять пассивных стыковочных агрегатов (один осевой и четыре боковых). На осевом и одном боковом стыковочных узлах имелись приемные конусы, на трех осталь­ных боковых узлах - крышки. Транспортные корабли и модули должны были стыковаться к осевому узлу. Для перестыковки модулей на боковые узлы на ПхО были установлены два гнезда для захвата манипулятором авто­матической системы перестыковки (АСПр).

На наружной поверхности ПхО были уста­новлены кронштейны, на которых крепились поручни, антенны системы автоматического сближения и стыковки «Курс», стыковочные мишени, телекамера, бортовые огни. Наруж­ная поверхность отсека была закрыта экранно-вакуумная теплоизоляция. В ПхО имелось четыре иллюминатора.

Рабочий отсек предназначался для раз­мещения основной части бортовых систем и оборудования ББ для жизни и работы экипа­жа. Общая длина РО - 7.7 м, максимальный диаметр - 4.15 м, герметичный объем -75.0 м3. Панели интерьера отделяли жилую зону от приборной, а также от корпуса РО. В РО имелось девять иллюминаторов, один из которых (№ 9) имел диаметр 50 см. Два иллюминатора стояли в индивидуальных ка­ютах по правому и левому борту.

В зоне малого диаметра РО находился центральный пост управления станцией «Плутон». Здесь же было предусмотрено ме­сто для монтажа аппаратуры телеоператорного режима управления (ТОРУ). В зоне большого диаметра РО имелись две персо­нальные каюты (объемом 1.2 м3 каждая), са­нитарный отсек (объемом 1.2 м3) с умываль­ником и ассенизационным устройством, кух­ня с холодильником-морозильником, рабо­чий стол со средствами фиксации и средст­вами подогрева пищи, емкость для хранения воды (объемом 50 л) и блок ее раздачи, ме­дицинская аппаратура, тренажеры для физи­ческих упражнений (велоэргометр и бегущая дорожка), устройство для измерения массы тела в невесомости. В полу большого диаме­тра РО имелась шлюзовая камера для отде­ления контейнеров с отходами и малых КА.

По бокам и в верхней части малого диа­метра РО имелись три ниши, в которых были установлены приводы СБ. На боковых при­водах крепились две основные панели СБ с размахом 29.73 м и общей площадью 76 м2. На верхнем приводе крепилась раскладыва­емая доставляемая солнечная батарея дли­ной 10.6 м. Максимальная выходная мощ­ность двух основных и монтируемой СБ -12.2 кВт. На цилиндрических частях были ус­тановлены радиаторы, которые выполняли также функции противометеоритных экра­нов. На внешней поверхности РО были сде­ланы поручни. Кроме того, снаружи малого диаметра РО были установлены датчики ориентации по Солнцу и Земле системы уп­равления движением (СУД), датчики систе­мы ориентации СБ, астроблоки, антенны ра­диотелеметрической системы. На концах солнечных батарей были установлены ан­тенны системы «Курс», системы управления и связи, телеантенна, бортовые огни. Снару­жи корпус РО закрывался экранно-вакуумной теплоизоляцией.

Переходная камера предназначалась для обеспечения стыковки транспортных кораблей и модуля 37КЭ. ПрК имела диаметр 2.0 м и длину 2.34 м. Внутренний объем - 7.0 м3. ПрК была снабжена одним пассивным стыковочным агрегатом системы стыковки и внутреннего перехода (ССВП), расположенным по продольной оси ББ. Для внешнего наблю­дения в ПрК имелся один иллюминатор, а снаружи была закреплена телекамера.

Агрегатный отсек имел цилиндрическую форму с максимальным внешним диаметром 4.15 м и окружал собой переходную камеру. АО предназначался для размещения агрега­тов объединенной двигательной установки (ОДУ). ОДУ включала в себя два корректиру­ющих двигателя тягой по 315 кгс и 32 двига­теля ориентации с тягой по 13.3 кгс для ка­налов тангажа, рысканья и крена. Двигатели ориентации были сгруппированы в четыре блока по восемь двигателей в каждом. В со­став ОДУ также входили четыре бака (вмеща­ли до 558 кг окислителя АТ и 302 кг горючего НДМГ); восемь баллонов со сжатым азотом (масса заправки азотом 37 кг). Баки ОДУ ББ могли дозаправляться топливом из грузовых кораблей «Прогресс» со стороны АО и ПхО.

Снаружи на заднем шпангоуте АО была закреплена штанга с антенной системы «Ан­тарес». Кроме того, на корпусе АО стояли антенны системы «Курс», радиотехнической системы управления и связи, телевизион­ной системы, системы телефонно-телеграфной связи, аппаратуры радиоконтроля орбиты. На АО были закреплены датчики ориентации по Солнцу и датчики системы ориентации СБ, бортовые огни, поручни.

При запуске ПхО и малый диаметр РО со сложенными СБ были закрыты головным об­текателем (ГО). На двух кронштейнах (коро­бах) крепления ГО по левому и правому бор­ту уже в ходе полета станции были смонти­рованы телескопические грузовые стрелы.

 

  1. «Союз ТМ»;
  2. антенна систе­мы «Курс»;
  3. доставляемая СБ;
  4. привод доставляемой СБ;
  5. малый диаметр РО;
  6. уст­ройство для измерения массы те­ла;
  7. велоэргометр;
  8. рабочий стол;
  9. персональные каюты;
  10. основные СБ;
  11. большой диа­метр РО;
  12. антенна системы «Игла»;
  13. привод остронаправленной антенны;
  14. санитарный отсек;
  15. переходная камера;
  1. осевой стыковочный узел;
  2. корректирующие двигатели ОДУ;
  3. агрегатный отсек;
  4. блок двигателей ориента­ции;
  5. корректирующие двигатели ОДУ;
  6. бегущая дорожка;
  7. персональные каюты;
  8. большой иллюминатор №9;
  9. привод основной СБ;
  10. основные СБ;
  11. центральный пост управления;
  12. переходный отсек;
  13. боковые стыковочные узлы;
  14. гнездо для захвата манипулятора АСПр