Служебный модуль «Звезда»

Служебный модуль (СМ) «Звезда» — один из модулей российского сегмента Международной космической станции.

Головным разработчиком СМ «Звезда» являлась РКК «Энергия», основным субподрядчиком – ГКНПЦ имени М. В. Хруничева.

Этот модуль первоначально разрабатывался для замены отработавшей свой срок космической станции «Мир», но в 1993 году было принято решение использовать его как один из основных элементов российского вклада в программу МКС.

Модуль «Звезда» пристыковался к МКС 26 июля 2000 года.

Служебный модуль имеет длину по корпусу 13.11 м, максимальный диаметр – 4.35 м, объем герметичных отсеков – 89 м3, объем обитания экипажа – 46.7 м3.

Модуль «Звезда» включает все системы, необходимые для работы в качестве автономного обитаемого космического аппарата и лаборатории.

Служебный модуль состоит из 4 отсеков: трёх герметичных – переходного отсека (ПхО), рабочего отсека (рабочий отсек малого диаметра РО1 и рабочий отсек большого диаметра РО2) и переходной камеры (ПрК), а также негерметичного агрегатного отсека (АО). Сам корпус герметичных отсеков выполнен из алюминиево-магниевого сплава, представляет собой сварную конструкцию, состоящую из блоков цилиндрической, конической и сферической формы.

Наружная поверхность модуля закрыта панелями с многослойной экранно-вакуумной теплоизоляцией, противометеоритными экранами и радиаторами системы терморегулирования.

 

Переходный отсек предназначен для обеспечения перехода членов экипажа между СМ и другими модулями МКС. Он также выполняет функцию резервного шлюзового отсека для аварийного выхода членов экипажа в открытый космос.

На наружной поверхности ПхО установлены антенны системы «Курс» для обеспечения автоматической стыковки космических аппаратов, стыковочные агрегаты (АСП-ГБ) к которым пристыкованы функционально-грузовой блок (ФГБ), малый исследовательский модуль МИМ2 и многоцелевой лабораторный модуль (МЛМ-У), телекамера и другое оборудование.

Также на ПхО расположены 3 иллюминатора диаметром 228мм.

Рабочий отсек предназначен для размещения основной части бортовых систем и оборудования СМ, для жизни и работы экипажа.

На внешней поверхности РО1 находятся 2 панели солнечной батареи, размах которых 29,73 м, а площадь – 95,2 м2, предназначенные для выработки электроэнергии на освещенном участке орбиты, а на теневой стороне электроэнергию получаем от аккумуляторных батарей, которые расположены в РО2.

В рабочем отсеке имеется восемь иллюминаторов диаметром 228 мм и один иллюминатор диаметром 426 мм. Особенность «большого» иллюминатора – он пропускает ультрафиолетовые лучи.

В зоне РО1 находится центральный пост, на котором располагаются управляющие компьютеры для контроля и управления бортовыми системами российского сегмента и аварийно-предупредительный пульт для выдачи экипажу сигнализации при нештатных ситуациях. Также в РО1 расположен велотренажер для выполнения физических упражнений.

В зоне РО2 имеются две индивидуальные каюты с иллюминаторами, медицинская аппаратура для контроля состояния здоровья и выполнения медицинских экспериментов, система получения кислорода путем разложения воды на кислород и водород, система очистки атмосферы от углекислого газа, система регенерации воды из конденсата атмосферной влаги, которая позволяет получать воду (1,5 литра в сутки на человека) для питья и восстановления продуктов сублимированной сушки.

Также в РО2 расположен рабочий стол со средствами фиксации продуктов питания, бегущая дорожка, стойка для хранения контейнеров с рационами питания и отсек с ассенизационно-санитарным устройством (АСУ).

Переходная камера предназначена для обеспечения перехода космонавтов между СМ и кораблями «Союз» или «Прогресс», которые пристыкованы к стыковочному агрегату. Также, ПрК предназначена для временного хранения грузов, подготовленных для удаления в грузовой корабль «Прогресс».

Во герметичных отсеках установлены блоки и датчики системы пожарообнаружения, средства пожаротушения и средства индивидуальной защиты членов экипажа.

Агрегатный отсек предназначен для размещения агрегатов объединенной двигательной установки. На торце агрегатного отсека имеются два корректирующих двигателя, а на боковых поверхностях – четыре блока двигателей ориентации. Также на АО расположена антенна связи со спутниками и антенны системы «Курс».