Новости

Спасёт в любой ситуации

08 ноября 2019

Наши постоянные читатели уже много раз посредством фото и видео наблюдали за началом экзаменационных комплексных тренировок (ЭКТ) экипажей в ЦПК, когда космонавты и астронавты идут в скафандрах «Сокол» на тренажёр корабля «Союз». А когда впервые экипажи «встречаются» со своими штатными скафандрами, используемыми в реальном космическом полёте? Как устроен «Сокол» и почему? Разобраться в этих вопросах помогли специалисты ЦПК по подготовке космонавтов и астронавтов по системам жизнеобеспечения.

В Центре подготовки космонавтов есть специальное помещение, где хранятся тренировочные скафандры «Сокол КВ-2», – так называемая «скафандровая». Здесь есть «Соколы» любого размера – для космонавтов ростом от 160 см до 193 см и весом от 50 кг до 90 кг. Большинство этих скафандров, уже побывавших в реальном полёте, по возвращению на Землю продолжают «служить» космонавтике в качестве тренажёров.

Примерка скафандра

Для каждого космонавта и астронавта тщательно подбирается тренировочный скафандр с учётом его пропорций тела. Ведь при одном и том же росте у одного человека могут быть длиннее ноги, у другого – корпус или руки. Например, у каждого скафандра есть возможность регулировать длину рук, бедра, голени в пределах 5 см за счёт специальных лент.

За исключением перчаток, «Сокол» представляет собой одно целое, а в его передней части расположен V-образный клапан, застегиваемый на молнию: именно через этот клапан скафандр и можно надеть. Надевание скафандра представляет собой достаточно сложную процедуру, которую космонавты и астронавты начинают отрабатывать параллельно с теоретической подготовкой по системам жизнеобеспечения корабля.

Подготовку космонавтов и астронавтов по скафандру проводят старший преподаватель Виктор Бондаренко, ведущий специалист Тимофей Егоров и специалист Олег Упшинский. Кроме того, обеспечивать тренировки экипажей в скафандрах помогают сотрудники отделения: старший преподаватель Виктор Спирин, ведущий инженер Наталья Значко, ведущий инженер Анна Сураева. К моменту сдачи экзаменационной комплексной тренировки космонавты и астронавты уже умеют самостоятельно надевать скафандр не только в обычных условиях, но и находясь в противогазах или масках в процессе отработки аварийных ситуаций.

Как же правильно облачиться в скафандр «Сокол»? Сначала вы просовываете ноги в штанины и надеваете нижнюю часть скафандра, затем – продеваете руки в рукава. Дальше следует, пожалуй, самая сложная часть процедуры – нужно просунуть голову через кольцо гермошлема.

После надевания шлемофона необходимо пропустить кабель через кольцо гермошлема и подсоединить его к разъёму внутри скафандра. Затем аккуратно складываем «гармошкой» эластичную часть гермооболочки и очень плотно обматываем её двумя резиновыми жгутами для обеспечения герметичности. Далее скафандр зашнуровывается и застёгивается на молнии. До момента подключения к системе вентиляции в транспортном пилотируемом корабле (ТПК) «Союз МС» или на тренажёре ТПК для обеспечения комфортных условий в скафандре его вентиляционный шланг подключается к портативному вентилятору (он выглядит как чемоданчик, который носит с собой каждый член экипажа).

Итак, конструкция скафандра «Сокола КВ-2» включает в себя два слоя: силовой – снаружи и герметичный – внутри. «Внутренняя оболочка скафандра состоит из прорезиненного трикотажа, внешняя – из материала «лавсан», – пояснил начальник отделения по системам жизнеобеспечения Дмитрий Гайдуков. – Преимущество лавсана в том, что он термостойкий и прочный. Внутри на гермооболочке прикреплены эластичные трубопроводы системы вентиляции и подачи кислорода. Вентилирующий воздух поступает к ногам, в рукава и шлем, а кислород – только в подшлемное пространство».

Космический «бестселлер»

Действующая модификация аварийно-спасательных скафандров прошла отличную проверку временем и используется уже без малого сорок лет. Впервые «Сокол КВ-2» был испытан в реальном космическом полёте в июне 1980 года экипажем корабля «Союз Т-2». Как любая вещь, скафандр тоже имеет свой гарантийный срок – четыре года. Завод-изготовитель (НПП «Звезда») рассчитал это с учётом того, что в скафандре самое главное – герметичность, а материал внутреннего слоя со временем теряет свои прочностные качества. Может быть, скафандр и через шесть лет останется невредимым, но рисковать космонавтами никто не будет.

Изготовление штатных скафандров начинается примерно за 18 месяцев до полёта со снятия мерок с каждого члена экипажа. На НПП «Звезда» с космонавта или астронавта сначала снимают мерки стоя, потом лёжа на наклонном стапеле, где он находится в той же позе, что и в ложементе. Всего делают порядка 72 замеров. А дальше начинается поистине ювелирная работа – ведь космонавту должно быть удобно работать в «Соколе», находясь в ложементе кресла. Этот скафандр не предназначен для того, чтобы стоять. Его покрой заставляет нагибаться вперёд (вот откуда такая странная походка у покорителей Вселенной, когда они одеты в «Соколы»). Задача – создать ощущение комфорта, когда космонавт займёт своё место в кресле ТПК «Союз». Любое неудобство через 20-30 минут перейдёт в боль, отвлекающую от работы.

Главное – доверие

Поэтому, когда штатные скафандры для полёта готовы, экипаж опять едет на НПП «Звезда» – для примерки. Если возникают какие-то неудобства, их устраняют и примеряют скафандр заново. Когда скафандр готов, космонавт проходит в нём тренировку в барокамере.

«Эта технологическая проверка даёт уверенность и изготовителям, и пользователям в том, что новенький «Сокол» полностью герметичен и сможет спасти жизнь космонавту или астронавту в случае аварийной ситуации – разгерметизации спускаемого аппарата. Два часа космонавт проводит в барокамере с давлением, равным или близким к нулю», – пояснил Дмитрий Гайдуков.

Проверку герметичности скафандра экипаж проводит и во время тренировок в ЦПК, и на космодроме Байконур, а также уже непосредственно перед стартом ракеты-носителя. Для этого закрывается регулятор давления, находящийся на груди чуть ниже гермошлема, и открывается клапан подачи кислорода в скафандр. Делается это после того, как будут надеты гермоперчатки и закрыт гермошлем. На левом рукаве скафандра имеется манометр, по которому определяется избыточное давление внутри скафандра. Если давление в скафандре увеличивается до установленного значения за определённое время, то проверка на герметичность пройдена успешно. Затем регулятор открывается и избыточное давление сбрасывается.

Во время полёта регулятор всегда установлен в режим «0,4». В нормальной ситуации скафандр просто соединён с атмосферой внутри корабля, но если давление в кабине уменьшится, регулятор не позволит давлению в скафандре упасть ниже 0,4 атм (300 мм рт. ст.).

Всё продумано до мелочей, в том числе и гермошлем, для которого используется мягкое стекло – не бьющееся и не дающее бликов. «Но при этом его легко поцарапать, – отмечает Дмитрий Сергеевич. – И чтобы избежать этого, до полёта штатное стекло защищено дополнительным – из авиационного пластика. Вы, наверное, замечали на гермошлемах космонавтов красную полоску – это место крепления защитного стекла, за которым во время тренировок спрятано штатное мягкое стекло. Первый – пластиковый – слой снимается только после того, как космонавт уже разместился и зафиксировался в ложементе перед стартом».

   

Ближайшая экспедиция отправится на МКС весной 2020 года, а в скором времени экипаж МКС-63/64 в составе космонавтов-испытателей отряда космонавтов Роскосмоса Николая Тихонова, Андрея Бабкина и астронавта НАСА Кристофера Кэссиди отправятся на НПП «Звезда» на первую примерку своих штатных скафандров «Сокол КВ-2».

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК