Модуль дооснащения «Квант-2»

Модуль дооснащения «Квант-2» (77КСД №17101, ЦМ-Д) был запущен 26 ноября 1989 г. в 16:01:41 ДМВ с пусковой установки 39 200-й пло­щадки космодрома Байконур с помощью РН «Протон-К». Разработчиком и изготовителем модуля был ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

«Квант-2» предназначался для дооснаще­ния комплекса «Мир» оборудованием, науч­ной аппаратурой, а также для обеспечения выхода космонавтов в открытый космос. Кроме того, «Квант-2» использовался для доставки на «Мир» грузов. Топливо, остав­шееся в баках модуля после стыковки, ис­пользовалось для коррекций орбиты стан­ции и изменения ее ориентации.

Модуль «Квант-2» имел длину по корпусу -12.4 м, максимальный диаметр - 4.15 м, объем герметичного корпуса - 59 м3. Его стартовая масса на орбите после отделения от РН-19565 кг.

Основой конструкции модуля «Кванта-2» был герметичный корпус, состоявший из трех отсеков:

В ПГО сразу за переходным люком на «полу» располагался пост управления модулем с рабочим местом оператора, аппара­тура системы управления бортовым комплексом. Дальше в «коридоре» ПГО под па­нелями «пола» располагались системы регенерации воды из урины и из конденсата (СРВ-У и СРВ-К), буферные батареи моду­ля. По левому борту сразу после люка была гигиеническая секция с душевой кабиной и умывальником. По правому борту стояли системы «Родник», установка для получения кислорода методом электролиза воды «Электрон-В» и биотехнический комплекс «Инкубатор-2».

В ПНО располагались пульты управления внешней поворотной платформой АСП-Г-М, спектральный фотоаппарат МКФ-6МА, обо­рудование для шлюзования. В ШСО распо­лагалось СПК, хранились два скафандра «Орлан-ДМА». Отсек заканчивался выходным люком диаметром 1000 мм.

По оси модуля со стороны конического днища был установлен активный стыковочный агрегат ССВП-А. Рядом с ним закреплен манипулятор системы автоматической пе­рестыковки АСПр. На внешней поверхности ПГО располагались блоки двигательной ус­тановки модуля: два блока двигателей кор­рекции и сближения ДКС (тяга 417 кгс) и че­тыре блока двигателей малой тяги, в каждый из которых входило пять двигателей причали­вания и стабилизации ДПС (тяга 40 кгс) и четыре двигателя точной стабилизации ДТС (тяга 1.3 кгс). Все двигатели «Кванта-2» использо­вали горючее НДМГ и окислитель АТ. Топли­во располагалось в восьми цилиндрических баках, установленных снаружи ПГО под ра­диаторами системы обеспечения теплового режима (СОТР). Кроме того, на ПГО были закреплены: баллоны с гелием; панели ра­диационного теплообменника СОТР; датчи­ки СОСБ; солнечные и инфракрасные датчи­ки СУД и другие приборы, используемые для управления движением модуля; антенны ко­мандной радиолинии, телеметрического контроля, командно-измерительной систе­мы «Куб-контур» и радиотехнической систе­мы стыковки «Курс».

Снаружи ПНО стояли шесть гиродинов, два бака для хранения воды общим объемом 300 л, две поворотные панели солнеч­ной батареи площадью 53.2 м2 и мощностью 6.9 кВт. На внешней поверхности ШСО располагались шар-баллоны со сжатым воздухом системы шлюзования, оптический звездный датчик, площадка для крепления экспонируемого в открытом космосе обору­дования. Кроме того, на ШСО была закреп­лена автоматическая гиростабилизирован-ная платформа АСП-Г-М. На ней стоял ви­деоспектральный комплекс, в состав кото­рого входили черно-белая и цветная теле­камеры, инфракрасный спектрометр ИТС-7Д, анализатор рентгеновского излучения АРИЗ, многозональный спектрометр МКС-М2. Управление работой комплекса могло осуществляться в трех режимах: операто­ром из ЦУПа со специально оборудованно­го рабочего места, космонавтом из модуля, а также автоматически по заданной про­грамме.

Снаружи модуль был окутан экранно-вакуумной теплоизоляцией.

  1. активный стыковочный узел;
  2. приборно-грузовой отсек;
  3. гигиеническая секция с душевой кабиной;
  4. блок двигателей коррекции и сближения;
  5. солнечные датчики системы управления движением;
  6. топливный бак;
  7. блок системы водоснабжения;
  8. антенны системы «Куб-Контур»;
  9. антенны системы «Курс»;
  10. гиродины;
  11. приборно-научный отсек;
  12. баки для хранения воды;
  13. основные СБ;
  14. шар-баллоны со сжатым воздухом системы шлюзования;
  15. оптический звездный датчик;
  1. шлюзовой специальный отсек;
  2. выходной люк;
  3. устройство для выхода космонавта;
  4. блоки двигателей малой тяги;
  5. автоматическая гиростабилизированная платформа АСП-Г-М;
  6. гиродины;
  7. привод основной СБ;
  8. антенны системы «Куб-Контур»;
  9. баллоны с гелием;
  10. основные СБ;
  11. датчики инфракрасной вертикали системы управления движением;
  12. блок двигателей коррекции и сближения;
  13. блоки двигателей малой тяги;
  14. антенны системы «Курс».