
Итоговый зачёт по российскому сегменту МКС (РС МКС) сдали космонавты Роскосмоса Александр Колябин и Сергей Тетерятников (ранее аналогичную тренировку успешно прошёл их коллега Арутюн Кивирян). Как и на классическом экзамене у экипажей, они работали по одинаковой циклограмме штатных работ на станции.

«Мне легко выполнять работы, связанные с компьютерными сетями: это либо БВС – бортовая вычислительная система, либо ИУС – информационно- управляющая система, потому что я с компьютерами на «ты», с детства увлекаюсь этими вещами, и здесь особых трудностей не возникает. А не очень люблю выполнять работы, например, с разъёмами, потому что это довольно затратный по времени процесс: их нужно аккуратно и долго откручивать, потом также прикручивать, монотонность надоедает и пальцы устают.
К зачёту я специально никак не готовился, нас готовили в процессе тренировок и практических занятий. Я считаю, что информации и времени было достаточно. В целом волнения особого нет – для меня это обычная тренировка», – поделился Александр Колябин.
Космонавт Сергей Тетерятников сдавал зачёт последним в своей группе, тем самым получив дополнительное время для подготовки и рекомендации от товарищей.
«Была консультация, вместе с преподавателями мы обговорили, какие будут работы на сегодняшние сутки: для себя я нарисовал картину дня. Товарищи мне сказали, что самое главное – не торопиться, внимательно читать бортовую документацию и перед тем, как начинать работу, представить, что должно произойти, что должно включиться и какие действия на станции должны пройти», – рассказал Сергей Тетерятников.
Каждый из космонавтов в начале тренировки вытянул закрытый конверт с билетом, в котором были прописаны нештатные и аварийные ситуации – их в процессе работы задавали инструкторы.
«Билеты формируются из определённого перечня нештатных ситуаций. Нельзя сказать, что какие-то из них более сложные или более лёгкие – все они отработаны. Мы старались промоделировать подготовку экипажа. Разница заключается в том, что космонавт работал один: ему, конечно, тяжелее: не чувствуется помощи и поддержки товарищей. В процессе ликвидации аварийных ситуаций роль условного экипажа выполняли инструкторы. То есть космонавт вырабатывал стратегию, принимал решения, предлагал варианты действий, а условный экипаж ему помогал в их реализации. Нам как инструкторам нужно, чтобы он понимал последовательность действий, умел работать с бортовой документацией, аварийным оборудованием и так далее», – рассказала подробности о процессе подготовки ведущий специалист по подготовке космонавтов 1 управления ЦПК Татьяна Данюк.
В каждом из билетов инструкторы стараются охватить нештатные ситуации по разным системам жизнеобеспечения РС МКС. Например, может случиться поломка ассенизационно-санитарной установки, пропасть связь с Землёй, возникнуть проблемы с бортовой вычислительной сетью, системами жизнеобеспечения «Электрон» или «Воздух».


Помимо нештатных ситуаций, в каждом из билетов была предусмотрена аварийная ситуация. Александру Колябину выпала разгерметизация одного из отсеков с включёнными измерителями потока. Автоматика указала место утечки атмосферы, и космонавту необходимо было согласно бортовой документации выполнить консервацию и изоляцию негерметичного отсека. А Сергей Тетерятников вытянул пожар на РС МКС. Он сумел ликвидировать возгорание и восстановил атмосферу на станции.
Александр Колябин и Сергей Тетерятников успешно справились с нештатными и аварийными ситуациями, которые были прописаны в их билетах, и заслужили высокую оценку своих действий от бригады инструкторов.