
Программа подготовки российских космонавтов в обязательном порядке предусматривает лётную подготовку. На заре космической эры первый отряд полностью состоял из лётчиков, потом на орбиту стали летать представители и других профессий, но, прежде чем отправиться в космос, им предстояло покорить небо на Земле.

Специальная лётная подготовка начинается на этапе общекосмической подготовки (ОКП): в авиапарке ЦПК есть самолёты Л-39, на которых проходят первоначальное обучение в лётных училищах ВКС и тренировки лётного состава училищ и строевых частей. Кандидаты в космонавты должны освоить управление самолётом в дневное и в ночное время, совершать полёты по приборам, по маршруту, группами, в сложных метеоусловиях, овладеть навыками простого, сложного и высшего пилотажа и рядом других задач, способствующих становлению космонавтов как профессионалов.
«Кандидаты в космонавты и космонавты-испытатели в отряде при прохождении специальной лётной подготовки делятся на две группы. Первая из них, имеющая лётное образование, летает из передней кабины самолёта, а вторая группа – космонавты других профессий, выполняет полёты только из задней кабины (кабина инструктора), как мы говорим, из «заднего кабинета» или из «переднего кабинета».
Из передней кабины выполняют только контрольные или тренировочные полёты, то есть космонавт выполняет его один, без инструктора, в качестве командира.
Вторая группа космонавтов летает из задней кабины с инструктором, либо в составе экипажа с наиболее подготовленным космонавтом-испытателем из первой группы. При полётах с инструктором они осуществляют те же функции и задачи, что и космонавты первой группы, то есть участвуют в выполнении полётного задания, определяемого программой специальной лётной подготовки, за исключением взлёта и посадки», – рассказал космонавт Роскосмоса Андрей Федяев, по первой профессии военный лётчик.
У инструкторов ЦПК по лётной подготовке нет цели – сделать из космонавтов профессиональных лётчиков. Как отмечают специалисты, им прежде всего важно научить грамотно действовать в условиях быстро меняющейся, стрессовой для организма человека обстановке, моментально и самостоятельно принимать важные решения и нести за них ответственность.

По словам инструкторов, ни один из видов специальной подготовки не обеспечивает такого комплексного и наиболее приближенного к реальному космическому полёту воздействия факторов. Это мнение разделяет космонавт Андрей Федяев.
«Первый самостоятельный полёт очень важен, тут главная задача – преодолеть психологический барьер, боязнь того, что ты, может быть, с чем-то не справишься, что остаешься один на один с самолётом, со стихией, с небом, тут уже помогать некому. Ты должен рассчитывать только на свои собственные силы, знания и умения, которые приобрёл в процессе подготовки. И лётная подготовка помогает сформировать нужные навыки и качества, преодолеть этот психологический барьер.

Я, конечно, являюсь сторонником того, чтобы все космонавты, в том числе у кого нет лётного образования, проходили через этот тренировочный самостоятельный вылет. Это очень важно с психологической точки зрения: появляется уверенность в собственных силах, и эти опыт и уверенность можно использовать уже при управлении космическим кораблём.
Несмотря на то, что «Союз» летает полностью в автоматическом режиме, тем не менее, были случаи, когда космонавтам приходилось по разным причинам в случае отказа автоматики переходить на ручное управление кораблём, и тут полученные навыки пилотирования могут помочь», – пояснил Андрей Федяев.

Все космонавты, включая бывших лётчиков, периодически проходят курс специальной лётной подготовки по восстановлению утраченных навыков. После наземной подготовки и сдачи зачётов космонавты получают допуски к полётам на самолёте Л-39.

«Начиная от взлёта, набора высоты, выхода на маршрут, в заданное время выхода на маршрут, полёта по маршруту, прихода в зону и выполнения задания, обратного полёта по маршруту, выхода на контрольный пункт маршрута и построения захода на посадку и, собственно, заканчивая посадкой, – основные элементы, которые отрабатываются в процессе любого полёта. И главная задача для лётчика – восстановить утраченные навыки», – рассказал космонавт.

Во время курса лётной подготовки он выполнил полёты на сложный пилотаж, а также в ночное время. А вот потренироваться летать в сложных метеоусловиях не получилось – стояла хорошая погода.
«Они напомнили курсантские полёты – просто наслаждался тем, что делал. Был на седьмом небе от счастья, когда мне удалось полетать и восстановить все утраченные навыки. Цель лётной подготовки была достигнута», – поделился впечатлениями Андрей Федяев.