
Военную стезю выбрали отец и дед Дмитрия Кузьмича Дедкова, да и время звало в небо: 60-е годы, триумф отечественной космонавтики. После школы он окончил Калининградский механический техникум, его ждало распределение в ЦКБ экспериментального машиностроения (сейчас РКК «Энергия») в подмосковном Калининграде, но молодой человек рассудил иначе и решил поступать в военное училище.
Пятьдесят четыре года назад двадцатилетний военный инженер, выпускник Киевского высшего инженерно-авиационного военного училища ВВС Дмитрий Дедков начал службу в войсковой части 21215, начальником лаборатории в авиационном полку им. В.С. Серёгина, который и сейчас занимается лётной подготовкой космонавтов.
«Меня всё время тянуло в небо, была мечта – стать лётчиком. Но в своё время я занимался в секции тяжёлой атлетики, сорвал сердце, у меня подскочило давление, и в лётчики я уже не проходил. Стал военным инженером.
Должность у меня была «начальник лаборатории контрольно-регистрирующей аппаратуры». Тогда в полку было три самолёта Ту-104, которые выполняли полёты на кратковременную невесомость (один из них сейчас стоит около гидролаборатории). Наша задача тогда – ставить контрольно-регистрирующую аппаратуру, которая фиксировала все параметры: скорость полёта, крен, тангаж, и т.д., включая медицинские данные», – вспоминает Д.К. Дедков.
Параллельно со службой в полку Дмитрий Кузьмич готовился и успешно сдал кандидатский минимум, перешёл на работу в Центр подготовки космонавтов, в НИМО – научно-исследовательский методический отдел, младшим научным сотрудником. Тут ему пригодился полученный ранее опыт парашютных прыжков.
«Отдел у нас очень дружный был, там работали три женщины-космонавта: Ирина Соловьёва, Валентина Пономарёва, Жанна Ёркина. И.Б. Соловьёва вновь пристрастила меня прыгать с парашютом – она же мастер спорта, у неё более 2300 прыжков, обожала прыгать.
Нас привлекали, чтобы мы сопровождали молодых космонавтов, которые приходят на подготовку, ещё на этапе ОКП, при прыжках с парашютом, и мы должны были их вести. Были полёты на лунную гравитацию: как в скафандрах передвигаться, как прыгать – настолько это всё интересно! Я налетал, наверное, полётов 300 на невесомость – так мне это нравилось, и с парашютом прыгать тоже», – рассказал Дмитрий Кузьмич.
Одиннадцать лет своей профессиональной жизни он посвятил созданию тренажно-моделирующего комплекса в Центре. В зону его ответственности входила разработка раздела автоматизированного планирования деятельности экипажей пилотируемого космического аппарата системы моделирования нештатных и аварийных ситуаций. На основе этой работы Дмитрий Кузьмич подготовил и защитил кандидатскую диссертацию.

Научные интересы привели его в 22 отдел систем жизнеобеспечения 2-го управления ЦПК, сначала начальником лаборатории, а потом и всего отдела:
«Мы делали тренажёры. На 1 этаже в классе сделали практически копию всех систем жизнеобеспечения орбитального комплекса «Мир»: работали все системы жизнеобеспечения: обеспечения кислородом, душевая и умывальная установка, система регенерации воды, – всё было там. Также задумали более современный вариант тренажёра «Выход». Ездили в Новочеркасск. Там предложили сделать перемещение космонавтов на воздушной подушке, чтобы практически не возникало трения, и была полная имитация невесомости. На научно-техническом совете это восприняли как фантастику, но с 1995 года мы начали над ним работать, и в итоге мы уникальный тренажёр «Выход-2» сделали!»

Успешной карьере Д.К. Дедкова во многом способствовал крепкий семейный тыл. С супругой Натальей Тихоновной они вместе более полувека.
«Я на 3 курсе училища женился на своей соседке с 3 этажа – я жил на четвёртом. Она училась в параллельном классе в школе, мы с ней познакомились на вечере, посвящённом Дню Конституции 5 декабря, как сейчас помню. Я её на санках катал, портфель в школу носил – мы дружили. Потом я ушёл в техникум, она продолжила учиться до 11 класса, и мы с ней просто здоровались. А затем я поступил в училище, на 2 курсе приехал на летние каникулы, и мы встретились – я к ней в гости зашёл. И я думаю: какая девушка! Куда я смотрел? В училище я ей каждый день писал, а она мне. Начальник курса дал мне три дня в конце мая, и я поехал жениться. И через день я вернулся в Киев сдавать экзамены. Мы женаты – в мае будет 56 лет», – поделился Дмитрий Кузьмич.
В 1999 году Д.К. Дедков вышел на пенсию, уволился в запас и вышел на работу научным сотрудником в 22 отдел 1-го управления ЦПК, затем занимал должность старшего научного сотрудника, а сейчас – ведущего научного сотрудника 3 лаборатории 11 отдела 1 управления ЦПК. Он подготовил более 150 космонавтов и астронавтов по системам жизнеобеспечения орбитальных комплексов «Салют», «Мир» и российского сегмента МКС.

«Дмитрий Кузьмич Дедков – уникальный специалист и в том плане, что он обладает даром: понятным, доступным языком объяснить принципы работы сложных космических систем, в частности, систем жизнеобеспечения РС МКС – они все построены на достаточно непростых физических и химических принципах и даже специалисту порой бывает непросто в этом разобраться. Например, по системам «Воздух» и «Электрон» (очистки воздуха и обеспечения кислородом) Дмитрий Кузьмич не только готовит космонавтов в ЦПК, но и часто консультирует специалистов РКК «Энергия» и ЦУПа. Когда возникают нештатные ситуации на РС МКС, он понимает, как будет развиваться ситуация и как надо из неё выходить, и в большинстве случаев попадает в десятку». Хотелось бы, чтобы такие специалисты как можно дольше работали в ЦПК как консультанты, как эксперты. Для меня он является авторитетнейшим специалистом Центра», – сказал начальник 11 отдела 1-го управления ЦПК Андрей Маликов.

Помимо подготовки космонавтов, за десятилетия работы Д. К. Дедков вырастил целую плеяду специалистов.
«Когда в июне 2020 года я перешла в 11 отдел, Дмитрия Кузьмича назначили моим куратором, и он полностью вводил меня в строй, за что ему очень благодарна, потому что он это делал с какой-то отцовской любовью», – рассказывает специалист по подготовке космонавтов 3 лаборатории 11 отдела 1-го управления ЦПК Анна Тощева. – «Когда он видел, что у меня не всё получается, спокойно всё рассказывал, всегда объяснял. Благодаря ему я обрела ещё и уверенность в преподавании, потому что для молодого специалиста всегда страшно, что взрослые люди, тем более герои космоса, не будут тебя воспринимать всерьёз. И когда Дмитрий Кузьмич, с его знаниями и опытом, начал со мной советоваться, я эту уверенность приобрела и вышла на подготовку. К нему не страшно обратиться за помощью, потому что он не только всё расскажет и объяснит, но и никогда не будет укорять за то, что ты чего-то не знаешь.

Хотелось бы, чтобы такие специалисты подольше задерживались на работе, несмотря на почтенный возраст, их не хочется отпускать, потому что понимаешь, что, наверное, на таких людях и держится вся космонавтика: на его знаниях, опыте и его отношении к нам, к молодёжи, и к космонавтам».
Поздравляем Дмитрия Кузьмича Дедкова с Днём защитника Отечества и желаем плодотворной работы на благо Центра и российской космонавтики!