О Центре
О Центре
Новости
Биографии космонавтов СССР и РФ

АУБАКИРОВ

Токтар Онгарбаевич

 

Герой Советского Союза, Летчик-космонавт СССР

ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР: 72/259                                     ВИДЕОБИОГРАФИЯ КОСМОНАВТА
 
КОЛИЧЕСТВО ПОЛЕТОВ: 1
 
НАЛЕТ: 7 суток 22 часа 12 минут 40 секунд
 
ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ:
 
родился 27 июля 1946 года в посёлке колхоза имени 1 мая Каркаралинского района Карагандинской области. Казахская ССР.
 
ОБРАЗОВАНИЕ:

В 1965 году окончил среднюю школу рабочей молодежи города Темиртау.

В 1961 году поступил в парашютную секцию ДОСААФ, в которой выполнил норму 3-го разряда, а в 1963 году перешел в пилотную секцию Карагандинского учебного авиационного центра.

В 1969 году окончил Армавирское высшее военное Краснознаменное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ) ПВО с квалификацией «военный летчик-инженер».

В мае 1976 года окончил Школу летчиков-испытателей ЛИИ Министерства авиационной промышленности (МАП) с квалификацией «летчик-испытатель 3-го класса».

В 1979 году окончил вечернее отделение Жуковского филиала Московского Ордена Ленина авиационного института (МАИ) им. С. Орджоникидзе по специальности «инженер-аэрогидромеханик».

Доктор технических наук, профессор.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДО ЗАЧИСЛЕНИЯ В ОТРЯД КОСМОНАВТОВ:

В 1956 году работал помощником комбайнера на машинно-тракторной станции.

С 1962 до 1965 года работал токарем на литейно-механическом заводе в городе Темиртау.

С мая 1976 года работал летчиком-испытателем авиационного завода в городе Улан-Удэ.

С августа 1976 до конца 1990 года работал летчиком-испытателем в ОКБ им.А.И.Микояна, был заместителем шеф-пилота ОКБ. Провел испытания МиГ-29 («9-14») (13.02.1985), МиГ-31М/2 («052») (27.12.1986), МиГ-29М/2 (1987), МиГ-29К («9-31») (23.06.1988), МиГ-31Б (30.06.1989). Участвовал в испытаниях МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификаций; провёл испытания по дозаправке МиГ-31. Входил в морскую бригаду испытателей, летал над морем на МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29 - как на спарках, так и на боевых машинах. Работал много времени в Саках, в Николаеве, активно участвовал в разработках авианосной части корабля, и всех аспектов создания авианесущего крейсера. 1 ноября 1989 года вторым в СССР (через 40 минут после Виктора Пугачева на Су-27К) осуществил посадку на самолете МиГ-29К на авианесущий крейсер «Тбилиси» (который после принятия в состав ВМФ СССР получил название «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»). В тот же день, через полтора часа после посадки, первым с СССР осуществил взлёт с трамплина авианосца.

ДАТА ПРИХОДА В ОТРЯД (№ НАБОРА, ДАТА):

Первый раз получил предложение стать космонавтом в 1985 году, однако отказался, не желая бросать испытательную работу.

В конце 1990 года был отобран для участия в полёте казахстанской программе. 21 января 1991 года его кандидатуру в срочном порядке рассмотрели и утвердили на ГМВК, и только после этого направили на медобследование в ИМБП, которое он успешно прошел, получив «добро» от врачей (правда, с некоторыми замечаниями).

КЛАССНОСТЬ:

Военный летчик 1-го класса (1973). Летчик-испытатель 1-го класса (1984). Космонавт 3-го класса (1991).

ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ:
 
С 20 мая по 10 июля 1991 года проходил подготовку к полету по казахстанской программе экспедиции посещения в качестве космонавта-исследователя основного экипажа вместе с Валерием Корзуном и Александром Александровым, намеченному на ноябрь 1991 года. В целях экономии средств 10 июля 1991 года решением Госкомиссии подготовка была прекращена и экипаж расформирован в связи с объединением полетов по казахской и советско-австрийской программе. С 17 июля по 13 сентября 1991 года продолжил подготовку к полету по казахстанской программе и программе «Аустромир-91» в качестве первого космонавта-исследователя в составе основного экипажа вместе с Александром Волковым и Францем Фибёком (Австрия). 13 сентября 1991 года после окончания непосредственной подготовки к полету и общекосмической подготовки решением Межведомственной квалификационной комиссии ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».
 
СОВЕРШЕННЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЁТ:
 
Со 2 по 10 октября 1991 года в качестве космонавта-исследователя экспедиции посещения на ОК «Мир» по казахстанской программе. Стартовал на ТК «Союз ТМ-13» вместе с Александром Волковым и Францем Фибёком (Австрия), посадка на ТК «Союз ТМ-12» с Анатолием Арцебарским и Францем Фибёком (Австрия). Позывной: «Донбас-2» (при старте)/«Озон-2» (при посадке).
 
ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ:

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (06.11.1990).
Летчик-космонавт СССР (1991).
Летчик-космонавт Казахстана (1991).
Народный Герой Казахстана - Халык Каhарманы (1995).
Почетный академик Инженерной академии РК (1997).

НАГРАДЫ:

Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орденом Ленина (31.10.1988),
орденом Октябрьской Революции (1991),
орденом «Знак Почета» (1978).
Награжден так же медалью «Золотая Звезда» Героя Республики Казахстан (1995) и орденом «Золотой крест» Австрийской Республики (1992).

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полеты на Луну. Открытки
Когда НАСА готовило к запуску лунные миссии, ни одна страховая компания не взялась застраховать жизнь астронавтов, так как риски были слишком велики. Чтобы компенсировать семьям астронавтов расходы после возможной гибели последних, НАСА выпускало специальные открытки, на которых члены экипажа расписывались перед самым вылетом. Если бы кто-то из астронавтов погиб, их семьи смогли бы продать открытки коллекционерам по хорошей цене, однако все лунные полёты от Аполлона-11 до Аполлона-16 в итоге обошлись без жертв.