О Центре
Новости
Многоразовый орбитальный корабль (ОК) «Буран» (11Ф35)

Многоразовый орбитальный корабль (ОК) «Буран» (11Ф35) представлял собой принципиально новый для совет­ской космонавтики летательный аппарат, объединяющий в себе весь накопленный к тому времени опыт ракетно-космичес­кой и авиационной техники и по своей конструкции и характеристикам значи­тельно превосходящий все ранее со­зданные в нашей стране КК. В отечест­венной практике ракетно-космической техники не было аналогов, по сложности равных кораблю «Буран»: в его состав входило более 600 установочных единиц бортовой аппаратуры, сгруппированных в более чем 50 бортовых систем и объе­диненных в единый бортовой комплекс; более 1500 трубопроводов, более 2500 жгутов кабельной сети, включающих око­ло 15000 электрических соединителей.

При начальной массе орбитального корабля в космосе около 105 т «Буран» позволял доставлять на орбиту до 30 т полезного груза.

Особое качество «Бу­рана» - способность возвращать с ор­биты на Землю до 20 т при посадочной массе 82 т. Для размещения груза на ко­рабле был предусмотрен большой отсек по­лезного груза (ОПГ) диаметром 4.7 м, длиной 18.3 м и общим объемом около 350 м3.

Общая длина «Бурана» - 36.4 м, высота на стоянке - 16.5 м, диаметр ок­ружности, описываемой вокруг попе­речного контура фюзеляжа, - 5.6 м, раз­мах крыла - 24 м.

Планируемая численность экипажа (2-4 человека) может увеличиваться до 10 человек за счет космонавтов-иссле­дователей.

Максимальная длитель­ность полета до 30 суток.

Снаружи весь корпус корабля был покрыт специальной теплозащитой, так как при спуске и торможении в атмосфере максималь­ная температура на носке фюзеляжа и передней кромке крыла достигала 1500-1600°С, на наветренной поверх­ности фюзеляжа - до 1300°С, на подвет­ренной - до 700°С. В зависимости от ме­ста установки использовалось покрытие двух типов: в виде плиток разной толщи­ны на основе супертонкого волокна оки­си кремния (рабочие температуры до 1250°С) и гибких элементов высокотемпературных органических волокон(рабо­чие температуры до 370°С). Для самых на­греваемых участков корпуса - кромки крыла и носового кока - использовался ма­териал на основе углерода (рабочие тем­пературы 1250-1650°С), прикрепляемый к конструкции ниобиевыми стержнями.

Хорошие маневренные возможности «Бурана» на орбите обеспечиваются значительным запасом топлива (7.5 т), который можно увеличить до 14 т, уста­новив дополнительные топлив­ные баки.

Одной из самых сложных систем «Бу­рана» является его объединенная двигательная установка (ОДУ), работающая на жидком кислороде и синтетическом углеводородном горючем - синтине. С по­мощью ОДУ выполняются все динамиче­ские операции с момента прекращения работы второй ступени «Энергии» и до завершения спуска ОК в атмосфере.

  1. носовой кок из углерод-углеродного композиционного материала; 
  2. двигатели управления в носовом блоке объединенной двигательной установки; 
  3. иллюминаторы передние; 
  4. кресло пилота; 
  5. кресло бортинженера; 
  6. кресло командира корабля; 
  7. кресло специалиста полета; 
  8. пульт управления бортовым манипулятором; 
  9. верхние иллюминаторы контроля стыковки; 
  10. иллюминатор задний;
  11. стыковочный узел на переходном туннеле стыковочного модуля в транспортном (взлетно-посадочном) положении; 
  12. стыковочный узел на переходном туннеле стыковочного модуля в рабочем положении; 
  13. стыковочный модуль; 
  14. радиатор системы терморегулирования (угол открытия 35° для первых двух створок);
  15. антенна системы стыковки; 
  16. корневой узел («плечевой сустав») бортового манипулятора (по левому борту); 
  17. панели радиатора системы терморегулирования (фиксированные на двух задних створках люка грузового отсека); 
  18. локтевой ложемент бортового манипулятора (по правому борту); 
  19. бортовой манипулятор в рабочем положении; 
  20. ТРД АЛ-31 в мотогондоле (в первоначальном варианте «Бурана» и на самолете-аналоге БТС-02);
  1. верхняя остронаправленная антенна в рабочем положении; 
  2. двухсекционный руль направления/воздушный тормоз; 
  3. парашютный контейнер; 
  4. базовый блок ОДУ; 
  5. вспомогательная силовая установка; 
  6. хвостовой блок ОДУ; 
  7. ТРД АЛ-31Ф в мотогондоле (применялись на самолете-аналоге БТС-02); 
  8. маршевый двигатель; 
  9. балансировочный щиток; 
  10. открытые композиционные створки ОПГ в орбитальной конфигурации; 
  11. элевоны; 
  12. секции передней кромки крыла из «углерод-углеродного» материала; 
  13. нервюры крыла, образованные полыми титановыми стержнями; 
  14. основная стойка шасси; 
  15. крышка люка; 
  16. входной люк; 
  17. носовая стойка шасси; 
  18. буфет; 
  19. приборный отсек в бытовом отсеке; 
  20. спальные места

 

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
«Космическая» болезнь
Практически каждый космонавт пережил «космическую» болезнь. При отсутствии гравитации, сигналы вестибулярного аппарата становятся противоречивыми. Результат – дезориентация: многие астронавты не чувствуют расположения даже собственных рук и ног. Дезориентация – главная причина так называемого Космического адаптационного синдрома, который для самих космонавтов является эвфемизмом для обозначения рвоты.