О Центре
О Центре
Новости
Космическая программа «Союз»

Подготовка космонавтов по всем этапам развития программы «Союз» проводилась в Центре подготовки космонавтов на специализированных тренажерах. Тренажеры позволяли имитировать полет на транспортном корабле "Союз", в том числе управление его движением и бортовыми системами (как экипажем, так и от наземного Центра управления полетом, в штатных режимах и аварийных ситуациях) на всех этапах полета, начиная от предстартовой подготовки ракеты-носителя и заканчивая посадкой спускаемого аппарата на поверхность Земли.
Подготовка космонавтов на тренажере космического корабля "Союз" позволяла получить представление и отработать навыки на этапах:
• предстартовой подготовки транспортного корабля;
• выведения на орбиту;
• автономного орбитального полета;
• сближения, причаливания и стыковки с орбитальной станцией;
• маневры на орбите в связке со станцией;
• расстыковки со станцией;
• спуска с орбиты в автоматическом и ручном режимах;
• приземления.

Программа «Союз» имеет большую историю и несколько этапов развития.

Первый этап (1962-1965) - начальная разработка корабля в рамках программы облета Луны. В 1962 году в ОКБ-1 под руководством С.П. Королева начал проектироваться ракетно-космический комплекс, состоявший из трех кораблей: 7К, 9К и 11К. Данный проект получил название «Союз» и осуществлялся с целью пилотируемого облета Луны. Корабль 7К предназначался для выведения космонавтов на орбиту Земли, стыковки с кораблем 9К, пилотируемого облета Луны в составе комплекса кораблей 7К-9К и возвращения космонавтов на Землю в спускаемом аппарате корабля 7К. Корабль 9К представлял собой разгонный ракетный блок с двигательной установкой, которая обеспечивала выведение комплекса 7К-9К на траекторию облета Луны. Корабль 11К - танкер, который после выведения на орбиту должен был стыковаться с кораблем 9К и заправлять его компонентами топлива, а после этого отстыковываться. Все корабли должны были выводиться на орбиту ракетой-носителем «Союз»: сначала - не заправленный топливом корабль 9К, затем - последовательно 4 корабля-танкера 11К и только после этого корабль 7К с экипажем. Для сборки комплекса 7К-9К требовалось 6 пусков ракета-носителя.

В 1965 году, в связи с принятием новой программы облета Луны - «Л-1», проект «Союз» (в это время проект «Союз» находился на стадии проектирования) был переориентирован на создание пилотируемого орбитального корабля, который получил обозначение 7К-ОК и унаследовал название от проекта. Разработка кораблей 9К и 11К была прекращена.

Второй этап (1965-1970) - создание и эксплуатация орбитального корабля «Союз». Корабль 7К-ОК «Союз» имел также обозначение 11Ф615 и предназначался для орбитальных автономных полетов космонавтов, отработки операций маневрирования и стыковки на земной орбите, а также для проведения некоторых экспериментов.

Корабли 7К-ОК были двух типов: 7К-ОК (А) с активным стыковочным узлом в виде штыря и 7К-ОК (П) с пассивным стыковочным узлом в виде конуса. Стыковочные узлы не имели внутреннего переходного люка-лаза. Космонавты имели возможность перехода из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах «Ястреб» с автономной ранцевой системой жизнеобеспечения. Бытовые отсеки кораблей использовались при этом в качестве шлюзовых камер. Космонавты совершали полеты без спасательных скафандров (в полетных костюмах).

 

Орбитальный корабль «Союз» (7К-ОК)

  1. штырь активного агрегата стыковки; 
  2. отсек агрегата стыковки без внутреннего люка-лаза; 
  3. бытовой отсек; 
  4. антенна системы «Игла»; 
  5. кресло «Казбек»; 
  6. спускаемый аппарат; 
  7. двигатель причаливания и ориентации; 
  8. приборный отсек;
  9. агрегатный отсек;
  1. тороидальный приборный отсек;  
  2. корректирующе-тормозная двигательная установка; 
  3. антенна поиска и сближения; 
  4. радиатор системы терморегулирования; 
  5. датчик инфракрасной вертикали; 
  6. солнечная батарея (в сложенном положении); 
  7. визир-ориентатор; 
  8. выходной люк; 
  9. поручень

 

Первый испытательный беспилотный полет 7К-ОК состоялся 28-30 ноября 1966 года ("Космос-133»). Первый пилотируемый запуск корабля состоялся 23 апреля 1967 года (корабль «Союз-1»). Всего было запущено 16 кораблей «Союз» модификации 7К-ОК: 8 беспилотных и 8 пилотируемых. Основные результаты этого этапа: были отработаны операции маневрирования, поиска, сближения и стыковки на орбите Земли космических кораблей как в автоматическом режиме, так и в пилотируемом. Кроме того, были выполнены некоторые эксперименты, в частности, на космическом корабле «Союз-6» с помощью установки «Вулкан» впервые проводились сварочные работы, а на космическом корабле «Союз-9» был совершен длительный космический полет (более 17 суток).

Третий этап (1969-1981) - создание и эксплуатация транспортного корабля «Союз». В 1969-1970 г.г. была создана транспортная модификация корабля «Союз» - 7К-Т для доставки экипажей на долговременную орбитальную станцию «Салют» и орбитальную пилотируемую станцию «Алмаз». Корабль 7К-Т имел обозначения: для долговременной орбитальной станции - 11Ф615А8, для орбитальной пилотируемой станции - 11Ф615А9. На корабле 7К-Т устанавливался только активный стыковочный узел с переходным люком-лазом, который позволял космонавтам переходить на борт орбитальной станции, не выходя в открытый космос. В связи с гибелью экипажа космического корабля «Союз-11» из-за разгерметизации спускаемого аппарата было решено ввести для космонавтов спасательные скафандры «Сокол-К». После доработки корабля (1971-1972 г.г) из-за ограничений по массе экипаж был уменьшен до двух космонавтов (до этого экипаж состоял из трех космонавтов, которые летали без скафандров).

Кроме того, в 1972 году на базе корабля 7К-Т было начато создание модификации - 7К-ТМ (11Ф615А12 или 11Ф615М) для советско-американской программы «ЭПАС». Корабль 7К-ТМ имел стыковочный узел андрогинного типа с люком-лазом. Андрогинный стыковочный узел мог использоваться как в активном, так и в пассивном режимах. Всего было запущено 38 кораблей «Союз» модификации 7К-Т и 7К-ТМ: 31 пилотируемый (один из них в 1975 году совершил суборбитальный полет из-за аварии ракеты-носителя) и 7 беспилотных.

Основные результаты этого этапа: корабли обеспечивали доставку советских и международных экипажей (по программе «Интеркосмос») на орбитальные станции «Салют-1, -3, -4, -5, -6» и их возвращение на Землю, была осуществлена стыковка космического корабля «Союз-19» с американским космическим кораблем «Аполлон» (программа «ЭПАС»).

Четвертый этап (1967-1977) - создание корабля 7К-С.

В ноябре 1967 года в ЦКБЭМ (бывшее ОКБ-1) под руководством Главного конструктора В.П. Мишина началось проектирование модификации корабля «Союз» - 7К-С, получившей обозначение 11Ф732. Корабль 7К-С проектировался как транспортный корабль, который должен был стыковаться с орбитальным кораблем ОК-ВИ, который разрабатывался в ЦСКБ, и доставлять на него двух космонавтов для проведения военных экспериментов. На бытовом отсеке корабля 7К-С планировалось устанавливать экспериментальное стрелковое и ракетное вооружение. В автономных полетах 7К-С планировалось провести отработку и испытания ракет класса «космос-космос». Корабль 7К-С обладал возможностью экстренного отделения бытового отсека на орбите Земли в случае возникновения неполадок в системах вооружений. В 1974 году ЦКБЭМ завершило создание 7К-С. Были изготовлены три летных корабля и в 1974-1976 г.г. проведены летно-конструкторские испытания (ЛКИ) данного корабля в беспилотном варианте («Космос-670», «Космос-772» и «Космос-869»).  

Пятый этап (1977-1986) - эксплуатация корабля «Союз Т».

После нескольких испытаний космического корабля 7К-С он перестал использоваться и был вскоре модифицирован в транспортный корабль 7К-СТ, получивший название «Союз Т» («Союз» - транспортный) для доставки экипажей на орбитальные станции. В отличие от 7К-С на корабле 7К-СТ были установлены солнечные батареи. Кроме того, была модернизирована система жизнеобеспечения, позволившая увеличить численность экипажа до трех человек. Летно-конструкторские испытания корабля 7К-СТ начались в 1978 году запуском беспилотного корабля, получившего название «Космос-1001».

В систему управления кораблей 7К-С и 7К-СТ была введена бортовая ЦВМ, позволявшая все этапы полета выполнять как в автоматическом режиме, так и с участием экипажа. Для экипажей корабля «Союз Т» были разработаны скафандры новой конструкции «Сокол-КВ». Всего было запущено 3 беспилотных корабля 7К-С и 17 кораблей «Союз Т»: 14 пилотируемых и 3 беспилотных. Запуск одного пилотируемого «Союза Т» не состоялся из-за пожара ракеты-носителя на стартовой позиции (в сентябре 1983 г.). Космонавты были спасены с помощью системы аварийного спасения.

Основные результаты этих этапов: был создан усовершенствованный транспортный корабль, который обеспечивал доставку советских и международных экипажей на орбитальные станции «Салют-6 и -7».

Шестой этап (середина 1980-х - 2002) - эксплуатация корабля «Союз ТМ».

В 80-х годах корабль «Союз Т» был модернизирован и получил название «Союз ТМ» («Союз»-транспортный модернизированный). На корабле «Союз ТМ» установливалась новая система сближения и стыковки «Курс» вместо системы «Игла». Были усовершенствованы двигательная установка, система радиосвязи, система аварийного спасения, парашютная система, двигатели мягкой посадки, бортовая ЦВМ и другое. Расчетная продолжительность полета корабля в составе орбитальной станции - 180 суток. Масса космического корабля - 7 тонн, длина космического корабля - 6,98 метра, максимальный диаметр - 2,72 метра. Космонавты совершали полеты в скафандрах «Сокол-КВ».

В конце 1980-х годов была создана модификация «Союза ТМ». На этой модификации устанавливался андрогинно-периферийный агрегат стыковки АПАС-89. Этот вариант корабля был создан для использования в качестве корабля-спасателя для экстренной эвакуации экипажа орбитальной станции «Мир» или корабля «Буран». В 1992 году на базе корабля «Союз ТМ» началось создание новой модификации - корабль-спасатель ACRV для международной космической станции «Альфа».

Седьмой этап (2002 г. – до настоящего времени) – создание и эксплуатация корабля «Союз ТМА».

РКК «Энергия» начала разрабатывать космический корабль «Союз ТМА» в 1995 г. по заказу NASA для расширения диапазона антропоме­трических параметров его экипажа. В летавший тогда «Союз ТМ» не поме­щались очень многие американские ас­тронавты. Буква «А» в названии как раз и обозначала «Антропометрическая мо­дификация». «Союз ТМА» отличали мо­дернизированные кресла (новый вари­ант «Казбек-УМ» был длиннее на 50 мм), новые амортизаторы для них, а также новый уменьшенный по высоте пульт управления «Нептун-МЭ», изго­товленный с использованием совре­менной элементной базы. Кроме того, была изменена компоновка в подкресельной зоне с целью понижения уров­ня установки оборудования и приборов. Кабина экипажа была расчищена от выступающих элементов.

Все эти доработки позволили расши­рить антропометрические параметры членов экипажа до согласованных с NASA показателей. В корабле «Союз ТМ» мог­ли разместиться космонавты, имеющие рост стоя в пределах 164-182 см, рост сидя 80-94 см и массу 56-85 кг. Для ТК «Союз ТМА» эти параметры составили соответственно 150-190 см, 80-99 см и 50-95 кг.

 

 

 

Кроме того, при создании «Союза ТМА» была доработана оболочка корпуса СА, изменена прокладка трубопроводов и кабелей, разработан новый холодильно-сушильный агрегат, модернизирована система управления спуском. Почти все новые и доработанные системы имеют летный ресурс 1 год. Для снижения на 30% уровня ударных перегрузок, действующих на экипаж при приземлении, были модернизированы двигатели мягкой посадки (ДМП) и доработана автоматика системы приземления. Два из шести ДМП имели секционированный заряд, и поэтому они могли обеспечить несколько разных уровней тяги. Это, в свою очередь, позволяет выбрать наиболее оптимальный режим мягкой посадки в зависимости от конкретной массы СА.

Параллельно с эксплуатацией «Союза ТМА» разрабатывалась новая модификация корабля - «Союз ТМА-М». В новом корабле заменены бортовые приборы системы управления движением и системы бортовых измерений; расширены функциональные возможности корабля в части управления бортовыми системами и более глубокой интеграции с БВС Российского сегмента Международной космической станции (РС МКС) при использовании мультиплексного канала обмена. Также незначительные изменения коснулись практически всех систем корабля.

Основные результаты этапа: корабли обеспечивали и обеспечивают доставку советских/российских и международных экипажей на орбитальный комплекс «Мир» и Международную космическую станцию.

Таким образом, корабли «Союз», «Союз Т», «Союз ТМ», «Союз ТМА» и «Союз ТМА-М» – это многофункциональные многоместные пилотируемые космические корабли. Внешне они очень схожи. Имеют одну и ту же конструктивную компоновку и примерно одинаковые габаритно-весовые характеристики. Все корабли состоят из трех отсеков: бытового отсека, спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека. Все корабли «Союз» выводились и выводятся на орбиту с помощью ракеты-носителя «Союз».

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Что видно из космоса
Долгое время бытовал миф о том, что единственным рукотворным объектом, видимым из космоса, является Великая Китайская стена. Однако как раз эту стену увидеть трудно, особенно если не знаешь где именно её искать. Это подтвердил даже первый китайский тайконавт Ян Ливэй. Что касается других объектов, то из космоса хорошо видны египетские Пирамиды. Внимательный взгляд космонавта также может различить многие большие города и шоссе, аэропорты и плотины.