О Центре
Новости
Образовательный раздел
Новости

Космос – наша профессия (интервью Ю. В. Лончакова газете «Красная звезда»)

10 апреля 2015

Снимок лейтенанта Юрия Лончакова в газете «Красная звезда» был опубликован ещё в 1987 году, когда молодой офицер служил помощником командира корабля в 12-м отдельном морском ракетоносном авиационном полку ВВС Балтийского флота, дислоцировавшемся в городе Остров Псковской области.

Наш собеседник – Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт РФ, доктор технических наук, начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина Юрий Валентинович ЛОНЧАКОВ.

– 7 апреля исполнился ровно год, как вас назначили начальником Центра. Что удалось за это время сделать?

 – За год удалось собрать хорошую профессиональную команду. Мы смогли, не увеличивая штата, оптимизировать имеющуюся структуру под новые задачи Центра подготовки. В 2014 году  провели государственные экзамены в отряде космонавтов набора 2012 года, начали процесс глубокой модернизации гидролаборатории и центрифуги. В планах – создание единого полигона для подготовки космонавтов к выживанию в разных климатических условиях и модернизациях нашей реабилитационной базы. Обновляем парк виртуальных тренажёров и по МКС, и по перспективным космическим системам. За год удалось увеличить бюджет ЦПК и уровень заработной платы нашего персонала  в полтора раза. Обновляем наш Космоцентр. Планируем создать национальный музей космонавтики. Мы создали аппарат центра, усилили внутренний контроль посредством  электронного документооборота, что очень важно для работы и с Байконуром, и с космодромом Восточный. Подготовили техническое задание по обновлению нашего авиационного парка. Начали работать общественный совет Центра подготовки космонавтов, спортивный и молодёжный комитеты…

– Вы, насколько знаю, с детства мечтали стать космонавтом и настойчиво шли к этому, хотя и ваша армейская карьера была блестящей.

  – Действительно, я с детства готовился стать космонавтом: занимался спортом, интересовался астрономией, учился в Актюбинской спецшколе ВВС, «Школе юных лётчиков имени В.И. Пацаева». Однажды нас привезли в Звёздный городок, где мы с товарищем пообещали друг другу, что непременно вернёмся сюда. Но для этого мне предстояло стать лётчиком 1-го класса и лётчиком-испытателем, окончить училище и академию, причём с золотой медалью, отказаться от интересных многообещающих предложений по службе...  В 1997 году я прошёл отбор в отряд космонавтов, но мне оставался ещё год обучения в Академии имени Жуковского. Время, когда я совмещал учёбу в академии и в ЦПК, далось мне очень нелегко, но я вернулся в Звёздный, как и загадал в детстве. С тех пор  отмечаю четыре профессиональных праздника: День ВВС, День космонавтики, День морской авиации и День ВМФ.

–  Как вы думаете, почему сейчас лётчики ВВС меньше стремятся в  космонавты?
 

– В этом году исполнилось 55 лет первому отряду космонавтов. По решению С.П. Королёва  отбор в космонавты проводился тогда именно в среде военных лётчиков. Ведь это люди, которые априори готовы к нештатным, стрессовым ситуациям, они проходили очень жёсткий отбор ещё в лётные училища. До 2009 года такой порядок сохранялся: представители ЦПК летали по полкам, военным вузам, просматривали личные дела. Эта практика оправдывала себя полностью. До 2011 года ЦПК имел в своём штате военную составляющую – 210 человек на невоинских должностях. В 2011 году мы стали полностью гражданской структурой. Сегодня военные лётчики, даже мечтая стать космонавтами, не хотят увольняться из армии, не хотят терять выслугу лет и социальные льготы, которые гарантирует военная служба.

Полагаю, что система, распавшаяся в 2011 году, была  разумной, рациональной. Это мнение разделяют и наши легендарные космонавты, ветераны космонавтики в целом. Поэтому и обратились к министру обороны Российской Федерации с предложением о  восстановлении военной составляющей ЦПК.

– Вопросы, связанные с увольнением военнослужащих из ЦПК, решены?
 

– Да, все социальные гарантии им обеспечены.

–  Когда планируете  очередной набор в отряд космонавтов?

– Если на МКС будем летать до 2024 года, то уже в 2016-м следует начинать набор.

– Если исходить из нынешних приоритетов пилотируемой космонавтики, то российскому экипажу предстоит полёт на Луну. Будут ли в связи с этим меняться требования к кандидатам?

– В ЦПК разработана уникальная система отбора и подготовки космонавтов к длительным полётам.
Могу сказать точно: требования к  здоровью станут ещё жёстче. Космонавтов обучают выполнять многие медицинские операции самостоятельно, но при полётах к Луне и Марсу, думаю, в экипажи будут обязательно включены врачи, учёные и люди других профессий.
 

– Будет ли меняться облик авиапарка ЦПК?

– Да, у нас уникальные самолёты. Они не только доставляют экипажи на Байконур и эвакуируют их с места посадки. На специально оборудованных Ил-76 МДК отрабатываются режимы невесомости. Есть самолёты Ту-134, которые используются для визуально-инструментальных наблюдений, аэрофотосъёмки. Космонавты  по плану специальной подготовки летают на самолётах Л-39. Но парк устарел. Именно поэтому мы подготовили предложения в Федеральную космическую программу на приобретение новой техники: вместо Л-39 – современный учебно-тренировочный Як-130, вместо Ил-76 - новые Ил-476. Нужны новые магистральные машины и для доставки экипажей на космодром Восточный. Рассматривали многие варианты, не раз бывали на авиационных заводах, после чего руководство Роскосмоса и приняло решение о приобретении самолёта Ту-204-300. Этот первый самолёт в специсполнении мы должны получить в конце года. Лётный состав уже переучивается на эту машину.

– На мой взгляд, сейчас космонавты чаще участвуют в пиар-акциях: поздравляют кого-то с орбиты, посылают приветы, выносят в открытое космическое пространство олимпийский факел, приглашают туристов, поют песни, ведут блоги. Общество же весьма мало знает о научных экспериментах, проводимых на орбите…

 –  Отчасти вы правы, но за улыбками на борту, которые мы видим с экрана, огромный труд. Как минимум для каждого экипажа в программу полёта включено более 50 научных экспериментов. На борту выполняется много технических работ и научных исследований по геологии, геофизике, астрономии, астрофизике.

В США есть два телеканала, которые круглосуточно рассказывают о космонавтике: в режиме online идут репортажи с борта МКС, а также о подготовке космонавтов, истории и перспективах мировой космонавтики, о науке в космосе. Когда-то и у нас на телевидении был цикл научных программ, которые вели советские космонавты. Сейчас  миссию пропаганды космонавтики наши ребята взяли на себя сами. После возвращения с МКС они не только готовятся как профессионалы, но и много трудятся на общественной ниве: ездят по стране, общаются с молодёжной, студенческой и детской аудиторией, стараются привлечь интерес молодого поколения к космонавтике. Во время поездок рассказывают и о научных экспериментах.  Если раньше молодёжную аудиторию больше интересовали бытовые вопросы, то теперь они спрашивают о жизнеспособности живых организмов, о возможностях человека на борту МКС. Спрашивают, где лучше учиться, чтобы стать конструктором ракетно-космической техники, как поступить в отряд космонавтов…

Юрий Гагарин первым отправился в космос. Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт на планете, Алексей Леонов  первым в мире вышел в открытый космос.  Владимир Джанибеков геройски спасал орбитальную станцию «Салют-7». Что, на ваш взгляд, должны совершить космонавты, чтобы войти в историю России сейчас?
 

– Мы летаем в космос не для того, чтобы попасть в историю. Полёты в космос и работа там – наша профессия.

– В 2018 году планируется пилотируемый старт с космодрома Восточный. ЦПК участвует в создании там инфраструктуры для космонавтов?

– Система подготовки космонавтов пока остаётся прежней.  Нами разработано техническое задание по созданию специальной площадки для комплексной подготовки космонавтов и предполётной подготовки экипажей на Восточном. 

 – Обдумывается ли кандидатура космонавта, который первым полетит с космодрома Восточный?

 –  Вы знаете, я считаюсь действующим космонавтом и готов снова полететь в космос как с Байконура, так и с Восточного.

– Позывной «Титан», который был у вас в третьем полёте, сохраните?
 

–  Он мне очень нравится: металл титан сочетает в себе прочность, пластичность стали и лёгкость алюминия. Мало подвержен усталости и имеет коррозийную стойкость. Не окисляется. Очень востребован в космонавтике. 

Анна Потехина, «Красная звезда»

Оригинал статьи: http://www.redstar.ru/index.php/component/k2/item/23021-kosmos-nasha-professiya 

Источник: «Красная звезда», пресс-служба ЦПК; фото ЦПК, фото из архива Ю. В. Лончакова
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полеты на Луну. Открытки
Когда НАСА готовило к запуску лунные миссии, ни одна страховая компания не взялась застраховать жизнь астронавтов, так как риски были слишком велики. Чтобы компенсировать семьям астронавтов расходы после возможной гибели последних, НАСА выпускало специальные открытки, на которых члены экипажа расписывались перед самым вылетом. Если бы кто-то из астронавтов погиб, их семьи смогли бы продать открытки коллекционерам по хорошей цене, однако все лунные полёты от Аполлона-11 до Аполлона-16 в итоге обошлись без жертв.