О Центре
Новости
Образовательный раздел
Новости

Знакомство с «винтокрылым спасателем»

21 октября 2019

Что делать, если спускаемый аппарат с экипажем приземлился в нерасчётной точке, к которой не может подойти наземная техника поисково-спасательных сил? И даже приземление вертолёта оказывается невозможным, например, в лесу или водоёме с заболоченным берегом? В таком случае принимается решение об эвакуации космонавтов на борт вертолёта, находящегося в режиме висения. Отработку этих довольно редких навыков космонавты проходят единожды за свою профессиональную карьеру. Второй раз она повторяется уже в случае нештатной ситуации.

В минувшую пятницу, 18 октября 2019 года, в Сочи тренировки по подъёму на борт вертолёта, находящегося в режиме висения, с суши и водной поверхности прошла группа общекосмической подготовки (ОКП). Каждый из восьми кандидатов в космонавты набора 2018 года (Константин Борисов, Александр Горбунов, Александр Гребёнкин, Алексей Зубрицкий, Сергей Микаев, Кирилл Песков, Олег Платонов и Евгений Прокопьев) сделали по три подъёма: два – с суши – в полётном костюме и скафандре «Сокол» и один – с водной поверхности – в гидрокостюмах «Форель».

Перед отработкой действий по эвакуации группа ОКП прошла предварительную подготовку под руководством начальника отдела ЦПК Анатолия Забрускова, начальника отделения Александра Германа и других специалистов Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Также кандидаты в космонавты прошли предполётный инструктаж по мерам безопасности и порядку обращения с оборудованием на вертолёте, который провели специалисты Южного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России под руководством начальника отряда Андрея Пазынича. Они же обеспечивали безопасность работ во время самих тренировок.

      

Подъёмы с суши и водной поверхности имеют свои нюансы, о которых надо непременно помнить. В частности, если спасатели эвакуируют космонавтов с земли, то нельзя сразу браться за трос. Нужно, чтобы он сначала коснулся земли, отдал статическое электричество, и только после этого можно работать с подвесным оборудованием. Есть два варианта эвакуации – с помощью вертолётной лебёдки и спасательной косынки. В пятницу отрабатывали подъём с помощью косынки, в которую по очереди усаживали кандидатов в космонавты. Здесь очень сложная и ответственная процедура – не делать лишних хватательных движений и не допускать суеты при приближении к двери вертолёта.

   

С воды другая сложность: от «винтокрылого спасателя» идут сильные потоки воздуха, которые бросают морские брызги прямо в лицо. Подчас ничего не видно, приходится зажмуриваться и действовать на ощупь. В этой части тренировки кандидатам в космонавты очень помог главный специалист отдела ЦПК Алексей Хоменчук, который мастерски исполнил роль спасателя.

«Было несложно, потому что нас очень хорошо подготовили Анатолий Забрусков, Александр Герман, Алексей Хоменчук и другие инструкторы ЦПК, – рассказал Константин Борисов. – Видно, что у них много опыта, которым они делятся с нами. Поэтому было чётко понятно, что делать, как себя вести. Смысл тренировки – понять, как себя прицепить, разобраться в привязной системе и помочь себя правильно поднять на борт вертолёта. Поскольку в обычной жизни с таким не сталкиваешься, всё происходило под сильным эмоциональным впечатлением. И тут главное, чтобы, если понадобится вдруг такой навык, сработала мышечная память».

Если с суши подъём отрабатывался сразу всеми кандидатами в космонавты, то в акватории Чёрного моря они были разбиты на три экипажа. «Мы получили серьёзный опыт по работе в команде, – считает Александр Гребёнкин. – Когда нас разделили на экипажи, до точки нас доставляли на лодке, а дальше мы должны были сделать фигуру на воде – тандем или звезду, в зависимости от команды, которая была нам дана. И здесь, особенно в условиях плохой видимости из-за брызг, без взаимопомощи не обойтись».

Как отметил заместитель начальника управления ЦПК по экстремальным видам подготовки Герой России Виктор Рень, группа ОКП выполнила программу по данному виду подготовки в полном объёме. И теперь кандидаты в космонавты имеют представление, как будет выглядеть завершающий этап поиска и спасания в случае приземления в нерасчётной точке, куда может добраться только вертолёт. «Ребята чётко знают порядок действий: какие позы им занимать при подъёме, как предупредить или стабилизировать своё вращение, какие сигналы подавать, как воспринимать команды, которые поступают и с борта вертолёта, и с земли», – подытожил Виктор Алексеевич, пожелав, чтобы в реальной жизни им эти навыки никогда не пригодились.

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото и видео ЦПК
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полеты на Луну. Открытки
Когда НАСА готовило к запуску лунные миссии, ни одна страховая компания не взялась застраховать жизнь астронавтов, так как риски были слишком велики. Чтобы компенсировать семьям астронавтов расходы после возможной гибели последних, НАСА выпускало специальные открытки, на которых члены экипажа расписывались перед самым вылетом. Если бы кто-то из астронавтов погиб, их семьи смогли бы продать открытки коллекционерам по хорошей цене, однако все лунные полёты от Аполлона-11 до Аполлона-16 в итоге обошлись без жертв.