О Центре
Новости
Новости

Знакомство с «винтокрылым спасателем»

21 октября 2019

Что делать, если спускаемый аппарат с экипажем приземлился в нерасчётной точке, к которой не может подойти наземная техника поисково-спасательных сил? И даже приземление вертолёта оказывается невозможным, например, в лесу или водоёме с заболоченным берегом? В таком случае принимается решение об эвакуации космонавтов на борт вертолёта, находящегося в режиме висения. Отработку этих довольно редких навыков космонавты проходят единожды за свою профессиональную карьеру. Второй раз она повторяется уже в случае нештатной ситуации.

В минувшую пятницу, 18 октября 2019 года, в Сочи тренировки по подъёму на борт вертолёта, находящегося в режиме висения, с суши и водной поверхности прошла группа общекосмической подготовки (ОКП). Каждый из восьми кандидатов в космонавты набора 2018 года (Константин Борисов, Александр Горбунов, Александр Гребёнкин, Алексей Зубрицкий, Сергей Микаев, Кирилл Песков, Олег Платонов и Евгений Прокопьев) сделали по три подъёма: два – с суши – в полётном костюме и скафандре «Сокол» и один – с водной поверхности – в гидрокостюмах «Форель».

Перед отработкой действий по эвакуации группа ОКП прошла предварительную подготовку под руководством начальника отдела ЦПК Анатолия Забрускова, начальника отделения Александра Германа и других специалистов Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Также кандидаты в космонавты прошли предполётный инструктаж по мерам безопасности и порядку обращения с оборудованием на вертолёте, который провели специалисты Южного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России под руководством начальника отряда Андрея Пазынича. Они же обеспечивали безопасность работ во время самих тренировок.

      

Подъёмы с суши и водной поверхности имеют свои нюансы, о которых надо непременно помнить. В частности, если спасатели эвакуируют космонавтов с земли, то нельзя сразу браться за трос. Нужно, чтобы он сначала коснулся земли, отдал статическое электричество, и только после этого можно работать с подвесным оборудованием. Есть два варианта эвакуации – с помощью вертолётной лебёдки и спасательной косынки. В пятницу отрабатывали подъём с помощью косынки, в которую по очереди усаживали кандидатов в космонавты. Здесь очень сложная и ответственная процедура – не делать лишних хватательных движений и не допускать суеты при приближении к двери вертолёта.

   

С воды другая сложность: от «винтокрылого спасателя» идут сильные потоки воздуха, которые бросают морские брызги прямо в лицо. Подчас ничего не видно, приходится зажмуриваться и действовать на ощупь. В этой части тренировки кандидатам в космонавты очень помог главный специалист отдела ЦПК Алексей Хоменчук, который мастерски исполнил роль спасателя.

«Было несложно, потому что нас очень хорошо подготовили Анатолий Забрусков, Александр Герман, Алексей Хоменчук и другие инструкторы ЦПК, – рассказал Константин Борисов. – Видно, что у них много опыта, которым они делятся с нами. Поэтому было чётко понятно, что делать, как себя вести. Смысл тренировки – понять, как себя прицепить, разобраться в привязной системе и помочь себя правильно поднять на борт вертолёта. Поскольку в обычной жизни с таким не сталкиваешься, всё происходило под сильным эмоциональным впечатлением. И тут главное, чтобы, если понадобится вдруг такой навык, сработала мышечная память».

Если с суши подъём отрабатывался сразу всеми кандидатами в космонавты, то в акватории Чёрного моря они были разбиты на три экипажа. «Мы получили серьёзный опыт по работе в команде, – считает Александр Гребёнкин. – Когда нас разделили на экипажи, до точки нас доставляли на лодке, а дальше мы должны были сделать фигуру на воде – тандем или звезду, в зависимости от команды, которая была нам дана. И здесь, особенно в условиях плохой видимости из-за брызг, без взаимопомощи не обойтись».

Как отметил заместитель начальника управления ЦПК по экстремальным видам подготовки Герой России Виктор Рень, группа ОКП выполнила программу по данному виду подготовки в полном объёме. И теперь кандидаты в космонавты имеют представление, как будет выглядеть завершающий этап поиска и спасания в случае приземления в нерасчётной точке, куда может добраться только вертолёт. «Ребята чётко знают порядок действий: какие позы им занимать при подъёме, как предупредить или стабилизировать своё вращение, какие сигналы подавать, как воспринимать команды, которые поступают и с борта вертолёта, и с земли», – подытожил Виктор Алексеевич, пожелав, чтобы в реальной жизни им эти навыки никогда не пригодились.

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото и видео ЦПК
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Про понедельник
С 1965 года понедельник считается в советской, а теперь и российской космонавтике чуть ли не официальным "не стартовым" днем.