О Центре
Новости
Новости

25 лет со дня старта космического корабля «Союз ТМ-26»

05 августа 2022

5 августа 1997 года с космодрома Байконур на орбитальную станцию «Мир» стартовал  космический корабль «Союз ТМ-26», в состав экипажа которого вошли командир Анатолий Соловьев и бортинженер Павел Виноградов. Во время полета космонавты должны были выполнить главную задачу – провести ремонтные работы на станции «Мир», потому что за несколько месяцев до этого экипаж 23-й основной экспедиции столкнулся с большим количеством нештатных ситуаций.

Российский «Аполлон-13», 23-я основная экспедиция

Из-за масштаба неисправностей в экспедиции экипаж корабля «Союз ТМ-25» сравнивают с экипажем «Аполлона-13». Отказ одной из вспомогательных систем двигательной установки, пожар, отказ систем жизнеобеспечения и двигателей мягкой посадки – и это не полный перечень проблем, с которыми столкнулись космонавты. Самой масштабной аварией стало столкновение базового модуля станции с грузовым транспортным кораблем.

Работу в этот период на «Мире» осуществляли советские космонавты Василий Циблиев, Александр Лазуткин и астронавт НАСА Джерри Линенджер, которого позже сменил прибывший на «Атлантисе» астронавт Майкл Фоул. Команда приступила к выполнению запланированной работы с грузовым транспортным кораблем «Прогресс М-34». 24 июня 1997 года космонавты отправили его в суточный автономный полет. Повторная стыковка была запланирована на следующий день.

Задача операции заключалась в том, чтобы причалить «Прогресс» к модулю «Квант», но во время выполнения задания у корабля сбилась траектория подлета к станции. Скорость сближения космических аппаратов стала возрастать. Несмотря на все усилия Василия Циблиева, непрерывно тормозившего грузовой корабль, «Прогресс М-34» скользнул по базовому блоку и столкнулся с корпусом модуля «Спектр». Были повреждены радиатор и панель солнечных батарей модуля. С помощью телеметрии космонавты зафиксировали семь ударов по корпусу «Спектр», вследствие которых в нем образовалась трещина. В космос начал выходить воздух, произошло падение давления.

Позже выяснилось, что реальный режим сближения «Прогресса» со станцией сильно отличался от расчетного.

Космонавты 23-й основной экспедиции проявили самообладание и выдержку, ведя «борьбу» за станцию. В данной ситуации они были обязаны немедленно покинуть «Мир» на транспортном корабле, но тогда бы экспедиции на станцию прекратились. Экипаж сумел закрыть люк модуля крышкой и тем самым остановить падение давления в модуле. Василий Циблиев и Александр Лазуткин вернулись на Землю.

Советом конструкторов было решено все работы по модулю «Спектр» поручить следующему экипажу, участникам 24-й основной экспедиции на орбитальную станцию.

 «Экипаж ремонтников», 24-я основная экспедиция

Участников 24-й космической экспедиции на станцию «Мир» космонавтов Анатолия Соловьева и Павла Виноградова часто называют «экипажем ремонтников». Командиру и бортинженеру пришлось уделить больше времени восстановлению работоспособности и продлению срока службы станции, чем исследованиям.

Космонавтам предстояло войти в негерметичный модуль и подключить его солнечные батареи к системе электропитания «Мира», а также осмотреть «Спектр» снаружи, выйдя в открытый космос четыре раза.

Прежде всего, космонавты привели в порядок конфигурацию комплекса: корабль «Союз ТМ-26» с модуля «Квант» перестыковали на переходный отсек, а к «Кванту» причалили грузовой «Прогресс М-35», до этого находившийся в автономном полете. Во время маневра произошло отключение центральной вычислительной машины, и станция потеряла ориентацию. Ситуацию исправил Анатолий Соловьев, который перестыковал грузовой корабль в телеоператорном режиме.

Во время данной экспедиции были проведены запланированные выходы в модуль «Спектр», во время которых космонавты развернули солнечные батареи на модуле «Спектр»,  что помогло увеличить количество поступающего света и решить проблемы с электроэнергией. Также была произведена замена крышки люка на гермоплату, подключены разъемы для увеличения энергопотребления бортовых систем станции. Затем космонавты сделали фотографии внешней части станции и поврежденных участков, провели замеры и отправили данные на Землю для детального изучения проблемы.

С прибытием экипажа корабля «Атлантис» 27 сентября 1997 года совместными усилиями космонавты обнаружили точные очаги повреждения модуля «Спектр».

19 февраля 1998 года Анатолий Соловьев, Павел Виноградов и Леопольд Эйартц (французский космонавт-исследователь, прибывший с кратковременной экспедицией на корабле «Союз ТМ-27» 29 января 1998 года), благополучно вернулись на Землю на космическом корабле «Союз ТМ-26».

Командир и бортинженер завершили полет, длившийся 197 суток 17 часов 34 минуты 36 секунд. В данной экспедиции командир экипажа Анатолий Соловьев совершил семь выходов в открытый космос, общая длительность которых составила 35 часов 08 минут, бортинженер Павел Виноградов – пять выходов общей продолжительностью 25 часов 19 минут. Два выхода было произведено в разгерметизированный модуль «Спектр».

По итогам 24-й основной экспедиции, в сумме пяти своих полетов командир экипажа Анатолий Соловьев пробыл в космическом пространстве 651 сутки 00 часов 03 минуты 08 секунд. Он стал мировым рекордсменом по количеству выходов в открытый космос, общее число которых – 16 и продолжительность – 78 часов 48 минут.

Благодаря действиям экипажей 23-й и 24-й основных экспедиций, срок службы орбитальной станции «Мир» продлился еще на несколько лет без экстренной приостановки исследований. 

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полеты на Луну. Открытки
Когда НАСА готовило к запуску лунные миссии, ни одна страховая компания не взялась застраховать жизнь астронавтов, так как риски были слишком велики. Чтобы компенсировать семьям астронавтов расходы после возможной гибели последних, НАСА выпускало специальные открытки, на которых члены экипажа расписывались перед самым вылетом. Если бы кто-то из астронавтов погиб, их семьи смогли бы продать открытки коллекционерам по хорошей цене, однако все лунные полёты от Аполлона-11 до Аполлона-16 в итоге обошлись без жертв.