О Центре
Новости
Новости

Три звезды Георгия Берегового

15 апреля 2011

Кого называют героями? Людей, проявивших необыкновенное мужество, храбрость, силу воли и духа.  Они – «золотой фонд» нации, поэтому знать их имена необходимо. Но даже среди этих уникальных людей особо выделяется Георгий Тимофеевич Береговой - дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации, лётчик-космонавт. Уникален он тем, что первую звезду Героя Советского Союза  он получил во время Великой Отечественной войны за 185 боевых вылетов, а вторую  -  за полёт в космос и первую в истории попытку стыковки с беспилотным кораблём «Союз-2» в тени Земли.

Именно об этом удивительном человеке в день его 90-летия говорили в средней школе имени В.М. Комарова в Звёздном городке. 

prezentaciya

Презентацию  «Три высоты Георгия Берегового» подготовила ученица 10-го класса Рогова Екатерина. 

doklad

В актовом зале школы собрались учащиеся старших классов, учителя, присутствовал земляк Георгия Тимофеевича Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Александр Александрович Волков, приехал племянник Берегового.  

volkov

Затаив дыхание слушали присутствующие о судьбе легендарного соотечественника. Перелистаем и мы страницы его жизни…

Георгий Тимофеевич Береговой родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка Полтавской области, а детство провёл в городе Енакиево Донецкой области.  Именно здесь, в Енакиево, зародилась в нём мечта о небе. Но путь к исполнению намеченного не был лёгким. В школе он занимался авиамоделизмом, а мечтал о настоящих полётах, ещё бы: ведь лётчиком собирался стать его старший брат, Виктор: «Когда я увидел его в синей форме лётчика, в душе всё перевернулось. Он стал кумиром не только для меня, но и для всех мальчишек … главное было в его человеческом обаянии, в сочетании силы с душевностью, которую он буквально излучал, вместе с глубокой приверженностью к авиации, захватившей и нас, мальчишек».

s bratom

с братом Виктором

Небо влекло к себе неудержимо, поэтому, узнав, что в Енакиевский аэроклуб, где уже занимался старший брат, легче поступить молодому рабочему с завода, Жора бросает школу на восьмом году обучения и поступает на металлургический завод учеником электрослесаря. Но вот беда: младший Береговой не достиг совершеннолетия.

По ходатайству комсомольской организации Енакиевского металлургического завода – в виде особого исключения! – Георгий Береговой был принят в аэроклуб. Теперь ему пришлось совмещать занятия в аэроклубе с работой в цехе на заводе: «... День у меня начинался засветло. Бежал на аэродром, где всегда находилось какое-нибудь занятие, потом мчался на завод, а вечером опять в аэроклуб, где сидел в классе на теоретических занятиях». 

Вскоре – ему едва минуло шестнадцать лет – он впервые поднял самолёт в воздух, а в семнадцать – опять–таки в виде исключения! - добился зачисления в школу военных лётчиков… Самодисциплина, регулярные занятия физкультурой и спортом, развитие силы воли стали для енакиевского паренька заповедями, которые он соблюдал всю жизнь.

beregovoi

Заветные "крылышки" в петлицах

В день прибытия Берегового в Луганск для прохождения учёбы в школе военных пилотов стало известно о гибели кумира мальчишек 30-х годов – известного лётчика Валерия Павловича Чкалова. Эта новость ошеломила юного Георгия. Началу учёбы в аэроучилище сопутствовало ещё одно большое горе, постигшее семью Береговых: погиб старший брат Георгия, Виктор. По воспоминаниям Г.Т. Берегового, «этот трагический поворот сделал меня разом повзрослевшим. Гибель Чкалова и Виктора только усилили во мне приверженность к небу».

 Окончил Георгий Береговой училище в канун Великой Отечественной войны. Летом 1941 года ему, выпускнику Луганской авиашколы, надлежало прибыть в Бобруйск для прохождения службы в разведывательном полку. Здесь, в Белоруссии, и начались для него «пороховые будни» войны.  

front

 «Жаркое июльское солнце поднялось уже довольно высоко, а тут душу обдало леденящим холодом. Именно на это был нацелен фашистский расчёт – на «тотальное устрашение». Но, сужу по себе, они дали промах! Не было у меня в душе страха в эти жуткие минуты.  Его подавил порыв немедля взяться за оружие, пресечь жестокость, накатывавшуюся с запада…», - вспоминал Береговой. Через год, в 1942 году, он освоил пилотирование штурмовика Ил-2. Это была грозная и мощная машина – настоящий «летающий танк». Немецкие истребители специально охотились за ними. Однажды самолёт Берегового был сбит. От места вынужденной посадки лётчик отправился в путь пешком, таща на себе парашют и то оборудование, которое полагалось снять с потерпевшего аварию самолёта. В полк попал только на пятые сутки. Его уже и не ждали, полагали, что погиб.

В огненные годы войны Георгий Тимофеевич Береговой был командиром эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка 4-ой гвардейской штурмовой авиационной дивизии 5-го штурмового авиационного корпуса в составе 5-ой воздушной армии 2-го Украинского фронта. С мая 1942 года он совершил 185 боевых вылетов, бомбил и штурмовал вражеские танки, артиллерийские батареи, речные переправы и эшелоны, 3 раза был сбит, 3 раза горел в самолёте, но всегда возвращался в строй.

Вот ещё один эпизод из боевых будней капитана Берегового. …Лето 1943г. Сражение на Курской дуге. В бою самолёт Берегового подожгли немецкие «фоккеры». До линии фронта осталось лететь всего 2-3 минуты, но огонь уже «разошёлся вовсю», вот-вот перекинется на баки с горючим. Оставаться в пылающей машине - значит через считанные секунды взорваться вместе с нею. А прыгать нельзя, потому что внизу  фашисты, а значит плен. Превозмогая немыслимую боль, Береговой рискнул - дотянул машину до линии фронта и прыгнул. Спустя несколько мгновений в небе раздался оглушительный грохот – его самолёт всё-таки взорвался в воздухе… Сколько же мужества, самообладания проявил лётчик Береговой в эти минуты! Позднее, анализируя произошедшее, он вспоминал: «Я не хочу сказать, что лётчику вовсе незнакомо чувство страха. Ведь нервы у нас хотя и покрепче, чем у представителей иных профессий, по поджилки подчас тоже вздрагивают. А вот поддаваться панике не имеем  никакого права. Этого не позволяет сама профессия». Он был уверен в том, что лётное дело требует трезвого отношения к любому душевному движению, в том числе и к страху. Его надо рассматривать как «индикатор на приборной доске, сигнализирующий о приближении к опасному перекрёстку, на котором тебе предстоит крутой поворот: свернёшь в ту сторону – там гибель и нравственная, и, чаще всего, физическая; повернёшь в другую – наверняка сохранишь своё достоинство, а возможно, и жизнь – товарищей и свою собственную». В этом – весь Береговой: человек стальной воли, необыкновенной силы духа, способный в критические минуты быстро принимать решения и нести за них ответственность.

За героизм, бесстрашие, высокое лётное мастерство в 1944 году командующий корпусом генерал Николай Каманин представил прославленного воздушного аса Берегового к высшей правительственной награде – званию Героя Советского Союза.

zvezda geroya

Окончание войны застало его в Чехословакии, неподалёку от города Брно. 11 мая 1945 года Герой Советского Союза  лётчик – штурмовик Береговой приземлился вместе со своей эскадрильей, успешно закончив очередной боевой вылет. Он стал сто восемьдесят пятым и последним.

После окончания войны Георгий Тимофеевич встал перед трудным выбором:  война окончена, что делать дальше? Береговой не хотел останавливаться на одной покорённой им вершине - профессии  лётчика-штурмовика. Он хотел большего. После недолгих, но не таких уж лёгких раздумий он принял сразу три решения: первое – продолжать летать, второе – остаться в армии, третье – учиться, чтобы закрепить за собой право на профессиональное будущее.  Береговой был искренне привязан к штурмовой авиации, но после войны осознал, что теперь ему хочется летать «свободнее». После успешного окончания курсов командиров и заместителей командиров авиационных полков Берегового перевели на новое место службы – в истребительную авиацию. Поначалу в этом виде работы у него не обошлось без курьёзов (например, он сломал ручку двери в новом самолёте). Однако он приспособился к новым машинам и новому виду пилотирования, и всё встало на свои места.

samolet

Вскоре появилась возможность попытаться осуществить и третье его решение –  учиться: в полку организовали вечерние классы. Заниматься сначала было трудно, за годы войны многое из памяти выветрилось, но, когда он втянулся в учёбу, дело пошло. Вскоре вышел приказ, рекомендовавший направлять тех, кто хочет продолжить учёбу, в академию Военно-Воздушных Сил. Береговой подал рапорт на поступление.

В августе 1948 года он приехал в Москву. Но в академию он не попал, и помешали вовсе не экзамены, а одна поистине судьбоносная встреча. Георгию Тимофеевичу встретился один  несловоохотливый, но очень остро заинтересовавший его человек – полковник Шатунов. Он отбирал лётчиков для работы в лётно-испытательном институте, и Береговой согласился. Стать лётчиком-испытателем было для Георгия Тимофеевича больше чем мечтой. То был путь к ещё одной вершине лётного мастерства. Он учился у старших товарищей, постигал все тонкости и секреты увлекательной профессии: Он испытывал одну машину за другой, ему ставили всё более сложные задачи. Одной из таких задач стала проверка нового самолёта.

Однажды во время полёта на высоте 10 тысяч метров заглох двигатель. Стрелка указателя оборотов дёрнулась и замерла на нуле. В кабине тяжелой, многотонной машины настала мёртвая тишина, такая, что можно было услышать, как тикают стрелки на часах. Полосу ближайшего аэродрома в одном месте пересекало железнодорожное полотно. Если в момент вынужденной посадки не повезёт и на путях окажется поезд, то машине с заглохшим двигателем уже не набрать высоту.  Рисковать чужими жизнями Береговой не хотел, поэтому  принял  решение попытаться удержать самолёт в воздухе и долететь до запасного аэродрома. А до него почти 100 километров… Тяжелая машина с мёртвым двигателем, рассекая воздух, беззвучно несётся в немом небе. Она не летит – она падает. Падает по наклонной скольжения, которую надо растянуть на 100 километров и закончить точно на посадочной полосе. Единственный источник энергии, которым она обладает, - её высота… Прозрачное стекло кабины медленно покрывалось слоем инея. Отопление с момента отказа турбины не работало. Молчала и рация. Никто в тот момент не знал, что происходит в воздухе. Но расчеты расстояния не подвели пилота: машина, пройдя 100 километров, вышла точно на свою конечную цель. Посадка прошла тяжело, но удачно.

Работа в лётно-испытательном институте, продолжавшаяся в течение 16 лет, проверяла на  прочность самого Берегового. И он уверенно проходил трудную, требующую всех его сил проверку. Проходил изо дня в день, неуклонно накапливая опыт как профессиональный, так и жизненный.

Позже, анализируя всю свою жизнь, Георгий Тимофеевич говорил, что очень большую роль в его судьбе сыграл Юрий Алексеевич Гагарин. Полёт первого космонавта земли подтолкнул Берегового к новым переменам в его карьере лётчика. Именно благодаря Гагарину Георгий Береговой «заболел» космонавтикой.

Георгию Тимофеевичу уже было за сорок, когда его судьба снова круто повернулась и начался, наверное, самый трудный и самый опасный путь к новой, совсем неизведанной вершине.

…Слухи о возможности запуска человека в космос затронули самые глубокие струны его души.  Преодолеть земное притяжение и выйти на управляемом корабле в космос стало его новой мечтой, его новой высотой, которую он хотел покорить.  Остаться в стороне в роли наблюдателя он не мог себе позволить – не тот характер. Береговой подал рапорт на прохождение комиссии в отряд космонавтов. Но снова, как и в самом начале его лётной карьеры, ему помешал возраст. Был приказ отбирать мужчин не старше тридцати, а Береговому в тот момент было уже сорок, поэтому ему отказали. А он был уверен, что накопленный им опыт лётчика – истребителя и лётчика-испытателя поможет в освоении пилотируемого космического корабля. Значит, надо попробовать еще раз.  Но перед тем, как настаивать на своей просьбе, решил убедиться сам, что его возраст не помеха, и попросил знакомого врача в госпитале, где проходили медицинские комиссии, провести его осмотр. Врач обнадёжил словами: «Комиссию пройдёшь».   Тогда Береговой подал рапорт вторично.

…Прошло два с лишним года. Шла весна 1963. Береговому пришла телеграмма, текст которой был следующим: «Береговому ложиться в госпиталь для прохождения обследования по программе один», то есть по программе подготовки космонавтов.  Телеграмма эта  открывала путь в космос. Медицинские результаты были великолепными, и официальная государственная комиссия подтвердила: годен. В феврале 1964 года Берегового зачислили в отряд космонавтов. «Когда я пришёл в Центр, за спиной у меня было 43 прожитых года, в их числе 28 лет лётной практики. Казалось бы, подобное соотношение чисел само по себе должно устранить все опасения по части накопленной организмом закалки и выносливости. Но на деле всё оказалось не так», - вспоминал Береговой. Георгий Тимофеевич знал, что с медицинской точки зрения его здоровье и организм в полном порядке. Главной заботой оставалось преодоление возраста. В группе, кого ни возьми, каждый моложе лет на 10, а то и больше. Свести этот разрыв к минимуму  можно было лишь с помощью физкультуры и спорта. Береговой начал усиленные тренировки: занялся штангой и гимнастикой, бегал на длинные дистанции, а ещё бегал на лыжах и занимался теннисом. И он своего добился: сбросил лишний вес, его кровяное давление стало соответствовать показателям человека двадцатипятилетнего, пульс снизился до стабильных 64 ударов в минуту.

podgotovka

А потом - центрифуга, термокамера, барокамера, пробы на выживаемость и, конечно, занятия теорией. Началась усиленная подготовка к полёту в космос.  И полёт состоялся.

polet

26 октября 1968 года в 11 часов 34 минуты по московскому времени огромная серебристая ракета сошла со стартового стола и, обрушив на космодром могучие раскаты грохота, устремилась ввысь. Корабль «Союз-3» вышел на свою космическую орбиту…

kosmonavt

Говоря языком ТАСС, помимо ряда научно-исследовательских экспериментов в космосе, космонавт Береговой проверил манёвренность корабля, эффективность действий автоматики, отработал процесс сближения пилотируемого корабля «Союз-3» с беспилотным «Союзом-2». Пользуясь системой ручного управления, он дважды сближался с кораблём «Союз-2» до расстояния в 2-3 метра. А ещё, - впервые в мире! -  провёл прямой телерепортаж из космоса...

Полностью закончив программу эксперимента, 30 октября 1968 года космонавт Георгий Береговой благополучно прибыл на спускаемом аппарате на Землю. Четырёхсуточный космический полёт, к которому Береговой, по существу, готовился всю жизнь, а вместе с ним ещё один напряжённый, до краёв наполненный борьбой, преодолёнными трудностями и свершениями этап судьбы был закончен. За совершение космического полёта 1 ноября 1968 года Георгий Тимофеевич Береговой  был  награждён второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

А потом на его плечи легла ответственность за весь Центр подготовки космонавтов имени Юрия Алексеевича Гагарина. Он возглавлял его с 1972 по 1987 год. За это время в Центре были подготовлены 239 космонавтов, осуществлено 38 запусков, начата программа международного сотрудничества «Интеркосмос».

komandir

При всём этом он, один из самых титулованных космонавтов в мире, оставался простым и по-человечески обаятельным собеседником, заботливым командиром для своих подчинённых, внимательным мужем и отцом. Общаться с ним было удовольствием для окружающих. Например, учитель русского языка и литературы моей школы Галина Александровна Стюжнева вспоминает, как поразил её Георгий Тимофеевич, когда начал рассказывать по памяти «Евгения Онегина», которого он знал (весь роман!) почти наизусть.

А потом он взялся за перо. В своей автобиографической книге «Три высоты», вышедшей в 1986 г. в «Воениздате», прославленный космонавт размышлял о буднях своей профессии, рассказывал о сложном пути — от курсанта Осоавиахимовского аэроклуба до руководителя Центра подготовки космонавтов. Лётчик-штурмовик, лётчик-испытатель, лётчик-космонавт — три цели, которые он в разное время поставил перед собой, были достигнуты. Три высоты, которыми он овладел, были взяты. Георгий Береговой до конца своего жизненного пути неустанно совершенствовался в избранном раз и навсегда деле, ставшем для него содержанием и смыслом всей жизни.

beregovoi

Георгий Тимофеевич Береговой ушёл из жизни 30 июня 1995 года… Прошло уже почти 16 лет… Но память об этом удивительно мужественном, ярком, светлом человеке жива. Его имя золотыми буквами вписано в историю мировой авиации и космонавтики, и оно не подвластно забвению…

Источник: Пресс-служба ЦПК
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полеты на Луну. Открытки
Когда НАСА готовило к запуску лунные миссии, ни одна страховая компания не взялась застраховать жизнь астронавтов, так как риски были слишком велики. Чтобы компенсировать семьям астронавтов расходы после возможной гибели последних, НАСА выпускало специальные открытки, на которых члены экипажа расписывались перед самым вылетом. Если бы кто-то из астронавтов погиб, их семьи смогли бы продать открытки коллекционерам по хорошей цене, однако все лунные полёты от Аполлона-11 до Аполлона-16 в итоге обошлись без жертв.