О Центре
Новости
Новости

Проверка барокамерой и центрифугой: Сергей Корсаков успешно прошёл медицинские обследования

09 августа 2024

Раз в год состояние здоровья членов отряда космонавтов проверяет врачебно-экспертная комиссия (ВЭК), которая состоит из медицинских специалистов ЦПК. Среди обследований, которые должны обязательно пройти космонавты, – определение переносимости умеренных степеней гипобарической гипоксии и перепадов барометрического давления (в барокамере), а также определение устойчивости к воздействию длительных перегрузок (вращения на центрифуге).

Перед началом обследования каждый участник сдаёт анализы и проходит осмотр врачей-специалистов: терапевта, невропатолога и лор-врача. Если они дали допуск космонавту, то он проходит инструктаж и опрос ответственного врача. В это же время  медицинская сестра накладывает датчики и манжету, с помощью которых снимаются основные показатели здоровья, и доктор оценивает состояние участника во время обследования.

После осмотра врачей-специалистов Сергей Корсаков был допущен для дальнейшего обследования. В барокамере инженеры создали для него условия, идентичные высоте 5000 метров над уровнем моря, при этом «подъём» космонавта осуществлялся со скоростью 15 м/с, а «спуск»  – 50 м/с. Время пребывание на «высоте» – 30 минут. На такой высоте у человека возникает гипобарическая гипоксия, то есть происходит снижение содержания кислорода в артериальной крови, проще говоря,  возникает ощущение нехватки воздуха.

Во время обследования в барокамере врач, в первую очередь, обращает внимание на внешний вид космонавта, адекватность поведения, оценивая его ответы на вопросы.

– Непрерывно в ходе обследования мы мониторируем частоту сердечных сокращений, показатели артериального давления, насыщения крови кислородом и содержания углекислого газа. Параллельно идёт запись электрокардиограммы. Если у обследуемого возникают жалобы или врач видит настораживающие симптомы, обследование прекращается. Среди оснований для остановки: потеря сознания, изменения на ЭКГ, значимые изменения артериального давления, выраженная тахикардия – учащённое сердцебиение, одышка – учащённое дыхание, боли любой локализации и ряд других показателей, – рассказала Русана Серебрякова, врач функциональной диагностики медицинского управления ЦПК.

 

Сергей Корсаков успешно прошёл ежегодное обследование в барокамере, а на следующий день его ждала проверка устойчивости к воздействию длительных перегрузок при вращениях на центрифуге с нагрузкой 3g и 5g продолжительностью по 30 секунд. Во время таких перегрузок у человека учащается дыхание и сердцебиение, повышается сосудистый тонус и артериальное давление в плечевой артерии.

Вращения на центрифуге, в том числе и в рамках медицинских обследований, направлены на  тренировку рациональных навыков поведения (правильного дыхания и мышечного напряжения).

– При такой перегрузке, когда вектор направлен от головы к тазу, очень важно не допустить оттока крови от головы, иначе можно потерять сознание, поэтому мы напрягаем мышцы ног, мышцы живота, пресса. В таком случае дышать диафрагмой затруднительно, потому что мышцы напряжены, их надо держать в очень сильном тонусе, поэтому врачи рекомендуют дышать грудью, это необычное дыхание для повседневной жизни, но при перегрузке надо перестроиться, чтобы не потерять сознание, – поделился опытом Сергей Корсаков.

Во время обследования по определению устойчивости к воздействию длительных перегрузок космонавт параллельно участвовал в  НИР «Лазма–ФКП». На голове и ногах испытуемого закрепили портативные лазерные анализаторы. И с их помощью происходил сбор данных и анализ функционального состояния микроциркуляции крови в условиях, моделирующих воздействие неблагоприятных факторов космического полёта.

 

 

 

 

 

Источник: Пресс-служба ЦПК. Фото Андрея Шелепина, видео Михаила Деревцова и Дениса Деревцова
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полеты на Луну. Открытки
Когда НАСА готовило к запуску лунные миссии, ни одна страховая компания не взялась застраховать жизнь астронавтов, так как риски были слишком велики. Чтобы компенсировать семьям астронавтов расходы после возможной гибели последних, НАСА выпускало специальные открытки, на которых члены экипажа расписывались перед самым вылетом. Если бы кто-то из астронавтов погиб, их семьи смогли бы продать открытки коллекционерам по хорошей цене, однако все лунные полёты от Аполлона-11 до Аполлона-16 в итоге обошлись без жертв.