О Центре
Биографии космонавтов СССР и РФ

АКСЁНОВ

Владимир Викторович

 

Дважды герой Советского Союза, Летчик-космонавт СССР

 

ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР: 36/79                                           ВИДЕОБИОГРАФИЯ КОСМОНАВТА
 
КОЛИЧЕСТВО ПОЛЕТОВ: 2
 
НАЛЕТ: 11 суток 20 часов 11 минут 47 секунд.
 
ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ:
 
Родился 1 февраля 1935 года в селе Гиблицы Касимовского района Рязанской области, РСФСР.
 
ОБРАЗОВАНИЕ:

В 1949 году окончил семь классов в школе села Гиблицы.

В 1949 году поступил в индустриальный техникум в Касимове, но переехал в подмосковный Калининград в связи со смертью матери.

В 1953 году окончил Мытищинский машиностроительный техникум.

С 1953 по 1955 год учился в 10-й Военной авиационной школе первоначального обучения летчиков (ВАШПОЛ) в городе Кременчуге.

В 1955 году стал курсантом Чугуевского Высшего военного авиационного училища летчиков (ВВАУЛ), но в 1956 году был уволен в запас.

В 1963 году окончил Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты», инженер-механик.

30 декабря 1981 года в Институте космических исследований защитил диссертацию и получил степень кандидата технических наук.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДО ЗАЧИСЛЕНИЯ В ОТРЯД КОСМОНАВТОВ:

С 30 января 1957 года работал конструктором 3-й категории в 5-м отделе ОКБ-1. 18 августа 1957 года был переведен в 18-й отдел, где вначале работал конструктором 3-й категории, затем 2-й категории (с 09.10.1957), 1-й категории (01.11.1959), инженером-конструктором (01.02.1962), старшим инженером-конструктором (01.07.1963). С 16 октября 1964 года работал старшим инженером в 90-м отделе, со 2 августа 1966 года работал начальником группы 732-го отдела ЦКБЭМ (ОКБ-1), с 7 августа 1967 года - работал на той же должности в 731-м отделе.

Со 2 августа 1968 года стал ведущим инженером, а с 23 февраля 1970 года - начальником лаборатории летных испытаний 731-го отдела ЦКБЭМ. Руководил летно-испытательной лабораторией, созданной на самолете Ту-104, предназначенной для создания искусственной невесомости. Занимался оценкой, проектированием и экспериментальной отработкой отсеков КК. Отрабатывал действия космонавтов в открытом космосе, включая переход из корабля в корабль, в условиях искусственной невесомости и лунной гравитации. На самолете-тренажере он совершил 250 полетов, 1250 раз находился в условиях искусственной невесомости (около 10 час) и 150 раз - в условиях лунной гравитации (около 40 мин).

ДАТА ПРИХОДА В ОТРЯД (№ НАБОРА, ДАТА):

Космонавт ЦКБЭМ, 4-й набор.

21 марта 1973 года был назначен на должность космонавта-испытателя 291-го отдела ЦКБЭМ.

11 октября 1973 года был переведен на должность космонавта-испытателя 71-го отдела, а с 1 марта 1975 года - в 111-м отделе, с 1 февраля 1977 года - в 110-м отделе, с 1 марта 1980 года - вновь в 291 отделе.

С 16 октября 1984 года работал инструктором-космонавтом-испытателем 2-го класса, заместителем руководителя комплекса №3 НПО «Энергия».

КЛАССНОСТЬ:

Инструктор-космонавт-испытатель 2-го класса (1980.07.17).

ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ:

Прошел медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) только со второго раза. После этого проходил ежегодную медкомиссию, так как заключение медкомиссии о годности давалась всего на один год. Очередное заключение Главной медицинской комиссии (ГМК) о годности к спецтренировкам получил 24 февраля 1972 года. На заседании Государственной межведомственной комиссии (ГМВК) 27 марта 1973 года был рекомендован для зачисления в отряд космонавтов.

С января 1974 по январь 1976 года проходил подготовку к полету на транспортном корабле 7К-С (11Ф732) в экипаже вместе с Л.Кизимом. Одновременно возглавлял группу гражданских бортинженеров, готовившихся по этой программе. Первоначально 7К-С разрабатывался в качестве корабля для проведения военно-технических исследований и экспериментов в автономном полете, затем, с 1974 года - для доставки экипажей на орбитальные станции ДОС (под обозначением 7К-СТ - или «Союз Т»).

С января по июнь 1976 года проходил подготовку в качестве бортинженера первого экипажа по программе испытания многозональной фотокамеры МКФ-6 (изготовленной в ГДР), вместе с В.Быковским.

СОВЕРШЕННЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ:
 
1 полет - с 15 по 23 сентября 1976 года в качестве бортинженера КК «Союз-22», вместе с В.Ф.Быковским. Полёт проводился в рамках программы «Интеркосмос». Продолжительность полета:
7 сут. 21 час. 52 мин. 17 сек. Позывной: «Ястреб-2».
 
2 полет - с 5 по 9 июня 1980 года в качестве бортинженера ТК «Союз Т-2» (6-я экспедиция посещения), вместе с Ю.В.Малышевым. Была осуществлена стыковка корабля с орбитальным научно-исследовательским комплексом «Салют-6» - «Союз-36», на котором работал экипаж основной экспедиции (Л.И.Попов, В.В.Рюмин). Продолжительность полета: 3 сут. 22 час. 19 мин. 30 сек.
Позывной: «Юпитер-2».
 
ДАТА ВЫХОДА ИЗ ОТРЯДА:
 
Ушел из отряда космонавтов в октябре 1988 года.
 
НАГРАДЫ:

Награжден двумя медалями «Золотая звезда» и орденами Ленина (1976, 1980), медалью «Ветеран труда».
Награжден также золотой медалью «За заслуги перед наукой и человечеством» (ЧССР), орденом Карла Маркса (ГДР, 13.10.1976).

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Космический мусор
Масштабы проблемы космического мусора огромны, так как вблизи Земли вращаются более 17 тысяч объектов размером более 10 см. Дело осложняется еще и тем, что каждый из крупных объектов потенциально может, в свою очередь, расколоться на тысячи более мелких.