О Центре
Новости
Космическая программа Л-1 (УР500К-Л1), Л-3 (Н1-Л3)

Космическая программа Л-1 (УР500К-Л1)

В сентябре 1966 г. по приказу генерала Н.П. Каманина в Центре подготовки космонавтов ВВС была сформирована группа космонавтов для подготовки по программе облета луны «УР-500К-Л-1» на корабле Л-1. Этот корабль имел дискретную часть управления, в том числе и ручной ввод уставок. Космонавты учились в ручную выполнять коррекцию орбиты, а также управлять кораблем во время спуска на Землю. Было очень много тренировок на тренажере «Волчок», на котором отрабатывалось управление кораблем при реальных перегрузках во время входа в атмосферу со второй космической скоростью. Каждый из экипажей делал не менее 40 вращений на центрифуге с перегрузками до 10g.
В начале 1969 г. в результате реорганизации ЦПК при 1-м управлении в первых четырех отделах были образованы отдельные отряды космонавтов по направлениям деятельности. В отряд 3-го отдела вошли военные космонавты группы «Л-1». Начальником отдела был назначен В.Быковский, а его заместителем Е.Хрунов. В конце 1969 г. программа пилотируемого облета Луны фактически была закрыта. Космонавтов перевели на подготовку по другим программам, а группа «Л-1» перестала существовать.

Программа «Л-1» или «УР500К-Л1» предназначалась для пилотируемого облета Луны. Программа осуществлялась в 1965-1970 годах. Главной целью программы было обеспечить приоритет СССР в первом пилотируемом полете к Луне. Цель достигнута не была.

С целью быстрейшего выполнения программы, лунный облетный корабль был создан на основе корабля «Союз» 7К-ОК. Корабль по программе «УР500К-Л1» получил обозначение 7К-Л1, применялось также обозначение 11Ф91. Для проведения летно-космических испытаний был создан беспилотный вариант корабля, который получил официальное название «Зонд» (с космическим кораблем «Зонд-4»).

Корабль 7К-Л1 предназначался для пилотируемого облета Луны двумя космонавтами. Разработка 7К-Л1 началась в ОКБ-1 во 2-й половине 1965 года под руководством Главного конструктора С.П. Королева, с 1966 года велась под руководством Главного конструктора В.П. Мишина. Корабль 7К-Л1 должен был выводиться на траекторию облета Луны с помощью четырехступенчатой ракета-носителя «Протон». Жесткие лимиты, налагаемые на ракетe-носитель «Протон» (УР-500К), ограничивали стартовую массу корабля 7К-Л1 5,2 тоннами. Поэтому корабль не имел бытового отсека и состоял из спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека. Космонавты на корабле 7К-Л1 должны были совершать полет без скафандров, в полетных костюмах.

Запуск пилотируемого корабля 7К-Л1 с облетом Луны первоначально планировалось осуществить в июне 1967 года, в год 50-летия Советской власти. Этому должны были предшествовать 2-3 полностью успешных полета корабля в беспилотном режиме. Запуск пилотируемого корабля неоднократно откладывался (последний раз он намечался на апрель 1970 года, к 100-летию В.И. Ленина) из-за многочисленных аварий ракеты-носителя и отказов систем кораблей во время испытательных полетов в беспилотном режиме.

 

Корабль 7К-Л1 (11Ф91) с разгонным блоком Д

  1. опорный конус, сбрасываемый перед стартом к Луне; 
  2. кресла космонавтов с ложементами; 
  3. переходной отсек; 
  4. приборный отсек; 
  5. агрегатный отсек с корректирующей двигательной установкой;
  6. переходная ферма; 
  7. сферический бак с окислителем; 
  8. торовый бак с горючим;
  1. двигательная установка разгонного блока; 
  2. блок обеспечения запуска; 
  3. переходная межбаковая ферма; 
  4. хвостовая юбка корабля; 
  5. приборно-агрегатный отсек корабля; 
  6. панель солнечных батарей (сложена); 
  7. спускаемый аппарат

 

Для выполнения полета были полностью подготовлены три экипажа: 1 - Леонов-Макаров; 2 - Быковский-Рукавишников; 3 - Попович-Севастьянов.

Однако, в январе 1970 года программа была закрыта. Такому решению в немалой степени способствовало то обстоятельство, что приоритет в первом полете человека к Луне Советским Союзом был упущен (в декабре 1968 года американские астронавты на корабле «Аполлон-8» первыми в мире осуществили полет к Луне).

Всего в рамках ЛКИ было запущено 11 беспилотных кораблей 7К-Л1. Из них: 4 не вышли на орбиту Земли из-за аварий РН, 4 корабля совершили облет Луны. Один корабль в июле 1968 года не был запущен из-за аварии блока «Д» во время подготовки РН к старту.

 

Л-3 (Н1-Л3)

Программа «Л-3» или «Н1-Л3» предназначалась для пилотируемого полета к Луне с посадкой на ее поверхность. Программа осуществлялась в 1964-1974 годах. Главной целью программы было обеспечить приоритет СССР в первой пилотируемой посадке на поверхность Луны. Цель достигнута не была. Для выполнения этой программы был создан лунный ракетный комплекс (ЛРК) «Л-3», который должен был сначала выводиться на орбиту Земли с помощью РН «Н-1».

Разработка ЛРК началась в ОКБ-1 в 1964 году под руководством С.П. Королева, впоследствии созданием ЛРК руководил В.П. Мишин. ЛРК «Л-3» состоял из лунного орбитального корабля (ЛОК), лунного корабля (ЛК), разгонного ракетного блока «Г» и тормозного ракетного блока «Д». ЛРК предназначался для полета двух космонавтов к Луне в ЛОК, посадки одного космонавта в ЛК на поверхность Луны и возвращения космонавтов в ЛОК на Землю. Общая масса ЛРК достигала 95 тонн, длина всего комплекса «Л-3» составляла 30 метров. ЛОК (11Ф93) был разработан и создан с учетом опыта разработки корабля «Союз» и внешне был похож на него, но фактически являлся новым кораблем. ЛОК состоял из спускаемого аппарата (СА), бытового отсека (БО), приборно-агрегатного отсека (ПАО), отсека двигателей ориентации комплекса (ДОК), ракетного блока «И» и энергоотсека (ЭО). Полет в корабле космонавты должны были совершать без скафандров.

 

Ракетно-космический комплекс Н-1 – Л-3С

  1. двигательная установка САС;
  2. корабль ЛОК (11Ф93);
  3. корабль 7К-Л1А (11Ф92); 
  4. уводимая часть головного обтекателя;
  5. корабль ЛК (11Ф94);
  6. корректирующее-тормозной блок Д;
  7. разгонный блок Г;
  8. основная часть головного обтекателя;
  9. третья ступень РН - блок В;
  10. вторая ступень РН - блок Б;
  11. решетчатый межступенчатый переходник;
  12. первая ступень РН - блок А;
  13. решетчатые стабилизаторы первой ступени;
  14. двигательная установка первой ступени

 

 

Характеристика

Значение

Стартовая масса системы, т

2756

 

Масса полезного груза, т

- на орбите ИСЗ

- на траектории поkета к Луне

- на траектории возвращения к Земле

70.56

19.95

7.8

 

Масса головного обтекателя, т

 

21.0 м

 

Температура заправки компонента топлива

- окислителя (жидкий кислород)

- горючего (керосин)

-191°С

-15°С

 

Двигательная установка блока А (30×НК-15)

- тяга на земле/в вакууме, тс

- уд. импульс на земле/в вакууме, сек

- время работы, сек

4590/5115

297/330

113

 

Двигательная установка блока Б (8×НК-15В)

- тяга в вакууме, тс

- уд. импульс в вакууме, сек

- время роботы, сек 

1364

330

108

 

Двигательная установка блока В (4×HK-19)

- тяга а вакууме, тс

- уд. импульс в вакууме, сек

- время работы, сек

163.2

350

375

 

Двигательная установка блока Г (НК-19)

- тяга в вакууме, тс

- уд. импульс в вакууме, сек

- время работы, сек

40.8

350

365

 

Геометрические характеристики комплекса Н-1-Л-ЗС

- макс. длина, м

- длина ракеты без головного блока, м

- макс. диаметр, м

105.286

60.28

16.875

 

Геометрические характеристики блока А

- длина, м

- макс. диаметр, м

30.09

16.875

 

Геометрические характеристики блока Б

- длина, м

- макс. диаметр, м

20.461

10.3

 

Геометрические характеристики блока В

- длина, м

- макс. диаметр, м

11.51

7.6

 

Длина космической головной части, м

 

43.225

 

 

Запуск первого экспериментального макетного беспилотного ЛОК в составе ЛРК «Л-3» состоялся 27 июня 1971 года при третьем пуске РН «Н-1». Второй запуск беспилотного ЛОК (первый штатный корабль) также в составе ЛРК «Л-3» был осуществлен 23 ноября 1972 года при четвертом пуске РН «Н-1». Из-за аварий РН испытательные полеты к Луне не состоялись. ЛК (11Ф94) состоял из двух разделяющихся частей: лунного посадочного агрегата (ЛПА) и лунного взлетного аппарата (ЛВА). ЛПА предназначался для посадки ЛК на поверхность Луны. Сверху на ЛПА располагался ЛВА. В ЛК размещался один космонавт в скафандре «Кречет-94».

Для проведения испытаний ЛК в беспилотном режиме на орбите Земли был создан экспериментальный ЛК, получивший обозначение Т2К. Впервые корабль Т2К был выведен на орбиту Земли 24 ноября 1970 года с помощью РН «Союз» ("Космос-379»). Впоследствии было осуществлено еще два испытательных полета этого корабля на орбите Земли («Космос-398» и «Космос-434»).

Подготовку по программе «Н1-Л3» проходили 20 космонавтов (10 космонавтов ВВС и 10 космонавтов ЦКБЭМ). В 1969-1972 годах было осуществлено 4 испытательных запуска РН «Н-1», но все они закончились авариями 1-й ступени РН. В мае 1974 года работы по программе «Н1-Л3» были приостановлены. Окончательно программа была закрыта в марте 1976 года, так как началась полномасштабная работа по программе «Буран».

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полеты на Луну. Открытки
Когда НАСА готовило к запуску лунные миссии, ни одна страховая компания не взялась застраховать жизнь астронавтов, так как риски были слишком велики. Чтобы компенсировать семьям астронавтов расходы после возможной гибели последних, НАСА выпускало специальные открытки, на которых члены экипажа расписывались перед самым вылетом. Если бы кто-то из астронавтов погиб, их семьи смогли бы продать открытки коллекционерам по хорошей цене, однако все лунные полёты от Аполлона-11 до Аполлона-16 в итоге обошлись без жертв.