О Центре
Биографии космонавтов СССР и РФ

РУКАВИШНИКОВ

Николай Николаевич

 

Дважды Герой Советского Союза, Летчик-космонавт СССР

ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР: 23/51                                            ВИДЕОБИОГРАФИЯ КОСМОНАВТА
 
КОЛИЧЕСТВО ПОЛЕТОВ: 3
 
НАЛЕТ: 9 суток 21 часов 10 минут 35 секунд
 
МИРОВОЕ ПЕРВЕНСТВО:

- участник первой в мире стыковки КК с орбитальной станцией («Союз-10», «Салют», 1971 г.);
- осуществил первую в мире аварийную посадку космического корабля с использованием резервного двигателя («Союз-33», 1979 г.).

ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ:

родился 18 сентября 1932 года в городе Томск, РСФСР.

ОБРАЗОВАНИЕ:

Учился в школе городе Ангрем (Узбекистан), затем в томской школе N8.

В 1947 - 1950 годах учился в советском приграничном городе Кехтаице, жил в это время в Монголии, где работали мать и отчим.

В 1951 году окончил среднюю школу №248 в Москве.

В 1957 году окончил Московский механический институт (ММИ, ныне Московский инженерно-физический институт, МИФИ), факультет электронных вычислительных устройств и средств автоматики, получил квалификацию инженера-физика по специальности «Диэлектрики и полупроводники».

14 апреля 1980 года защитил диссертацию в МИФИ и получил степень кандидата технических наук.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДО ЗАЧИСЛЕНИЯ В ОТРЯД КОСМОНАВТОВ:

С 17 июля 1957 года работал инженером в ЦНИИ-58 (в/ч 764). Занимался вводом в эксплуатацию ЭВМ «Урал», а также проектированием, разработкой, установкой и натурными испытаниями систем автоматического управления и защитой ядерных реакторов.

С 1 сентября 1959 года работал инженером 21-го отдела ОКБ-1. Занимался разработкой систем автоматического управления и аппаратуры межпланетных станций (объектов 1М и 1ВА), а также разработкой аппаратуры, заводскими и летными испытаниями объектов.

1 октября 1960 года был назначен старшим инженером и руководителем группы по разработке систем управления космическими объектами 2MB и ЗМВ. В период 1962 - 1963 разрабатывал бортовой комплекс по контролю и автоматической обработке информации с применением ЦВМ для изделия НЭК. С 3 октября 1964 года в качестве начальника группы руководил разработкой части систем контроля и управления изделием с применением ЭВМ.

11 августа 1966 года был назначен начальником группы 322-го отдела. Занимался разработкой приборов ручного управления бортовыми системами лунного облетного корабля Л1 по программе УР-500К - Л1, их заводскими и лабораторными испытаниями.

ДАТА ПРИХОДА В ОТРЯД (№ НАБОРА, ДАТА):

27 мая 1968 года приказом MOM №163 был зачислен в 731-й отдел (отряд космонавтов) ЦКБЭМ.

КЛАССНОСТЬ:

космонавт 1-го класса.

ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ:

В мае - июне 1964 года был направлен на медицинское обследование в НИАГ в качестве одного из 14 кандидатов от ОКБ-1 для полёта на первом трехместном КК «Восход» (целевой набор «Восход») в качестве космонавта-инженера. Находился на стационарном обследовании в госпитале, но допуск медицинской комиссии не получил.

В конце 1966 года прошел медицинское обследование в ЦВНИАГ в качестве одного из кандидатов в космонавты для подготовки к облету Луны по программе УР-500К - Л1. 1 февраля 1967 года был назначен на должность испытателя 731-го отдела ЦКБЭМ.

С января 1967 по январь 1970 года проходил подготовку по программе облета Луны (УР-500К - Л1) и посадки на Луну (Н1 -ЛЗ) в составе группы космонавтов и в экипаже с Валерием Быковским.

С мapта по май 1970 года проходил подготовку по программе «Контакт» в качестве бортинженера экипажа КК «Союз», вместе с Л.Воробьевым.

С 18 сентября 1970 по апрель 1971 года проходил подготовку в составе основного экипажа для первого полета на орбитальной станции ДОС-1 «Салют», вместе с Георгием Шониным и Алексеем Елисеевым (12 февраля 1971 года Георгия Шонина сменил Владимир Шаталов).

СОВЕРШЕННЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ:

1 полет -  23 - 25 апреля 1971 года в качестве инженера-испытателя КК «Союз-10» (вместе с В.Шаталовым и А.Елисеевым). Была выполнена первая в мире стыковка корабля с орбитальной станцией («Салют»).
Однако из-за поломки стыковочного узла корабля не удалось выполнить полное стягивание и обеспечить герметичность стыка. Переход на ОС «Салют» был отменен и полет был досрочно прерван.
Продолжительность полета: 1 сут. 23 час. 45 мин. 54 сек. Позывной: «Гранит-3».

2 полет - 2 - 8 декабря 1974 года в качестве бортинженера КК «Союз-16» (командир - Анатолий Филипченко) по программе ЭПАС.
В ходе полета произведены испытания новой модификации корабля 7К-ТМ в пилотируемом режиме по программе ЭПАС.
Продолжительность полета: 5 сут. 22 час. 23 мин. 35 сек. Позывной: «Буран-2».

3 полет - 10 - 12 апреля 1979 года в качестве командира КК «Союз-33» (вместе с космонавтом НРБ
Г. Ивановым) по программе 5-й экспедиции посещения ОС «Салют-6». Стыковка не состоялась из-за аварии основного двигателя корабля. Выполнена аварийная посадка по баллистической траектории с использованием резервного двигателя.
Продолжительность полета:  1 сут. 23 час. 01 мин. 06 сек. Позывной: «Сатурн-1».

ДАТА ВЫХОДА ИЗ ОТРЯДА:

7 июля 1987 года.

НАГРАДЫ:

Был награжден двумя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (1971, 1974), тремя орденами Ленина (1971, 1974, 1979), медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» (1970).

Был награжден так же медалью «Золотая Звезда» Героя МНР (1972), орденом Сухэ-Батора (МНР, 1972), медалью «Золотая Звезда» Героя НРБ (1979), орденом Георгия Димитрова (НРБ, 1979).

ДАТА СМЕРТИ:

19 октября 2002 г. похоронен на Останкинском кладбище г. Москвы.

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
МКС. Смена командира
На Международной космической станции есть колокол. В него бьют каждый раз, когда происходит смена командира экспедиции.