О Центре
Биографии космонавтов СССР и РФ

САВИНЫХ

Виктор Петрович

 

Дважды Герой Советского Союза, Летчик-космонавт СССР

ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР: 50/100
 
КОЛИЧЕСТВО ПОЛЕТОВ: 3
 
НАЛЕТ: 252 сут. 17 час. 37 мин. 50 сек.
 
ВЫХОДЫ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС: 1
 
СУММАРНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 5 час.
 
ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ:

7 марта 1940 г. - в деревне Березкины Оричевского района Кировской области РСФСР.

ОБРАЗОВАНИЕ:

в 1957 г. - закончил среднюю школу в деревне Тарасовы Кировской области;

в 1960 г. - окончил отделение «Путь и путевое хозяйство» Пермского техникума железнодорожного транспорта, получил квалификацию «техник-путеец»;

в 1969 г. - окончил Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (МИИГАиК) по специальности «Оптико-электронные приборы». Получил квалификацию «инженер-оптик-механик»;

в 1976 г. - окончил аспирантуру МИИГАиК (заочно);

в 1985 г. - получил степень кандидата технических наук. Тема диссертации «Вопросы ориентации космических аппаратов на околоземной орбите»;

в 1990 г. - получил степень доктора технических наук. Докторскую диссертацию защищал в Санкт-Петербурге в астрофизической обсерватории им.Воейкова, тема связана с экологическими проблемами атмосферы;

в 1994 г. - окончил Дипломатическую академию МИД РФ. Получил квалификацию «дипломат»;

в 2006 г. - избран членом-корреспондентом Российской академии наук;

в 2009 г. - возглавил созданную по решению Президента РАН Комиссию по космической топонимике при Президиуме РАН.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДО ЗАЧИСЛЕНИЯ В ОТРЯД КОСМОНАВТОВ:

с марта по октябрь 1960 г. - работал на Свердловской железной дороге бригадиром бригады по ремонту искусственных сооружений 6-й дистанции службы путей;

с сентября 1968 по май 1969 г. - проходил преддипломную практику техником, а с мая 1969 года работал инженером в 312-м отделе ЦКБЭМ;

с февраля по март 1974 г. - работал инженером в 314-м отделе, а с 1 марта 1974 по сентябрь 1975 года работал там же в должности старшего инженера. Занимался разработкой оптических приборов для лунных КК и для орбитальных станций ДОС и КК «Союз»;

с 1 сентября 1975 по декабрь 1978 г. - работал старшим инженером в 111 отделе, где занимался отработкой бортовой документации.

ДАТА ПРИХОДА В ОТРЯД (№ НАБОРА, ДАТА):

8 декабря 1978 года назначен на должность космонавта-испытателя приказом MOM №439

КЛАССНОСТЬ:

космонавт 3-го класса (27 августа 1981), космонавт 1-го класса (11 апреля 1986).

ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ:

с 8 декабря 1978 г. - космонавт-испытатель 110-го отдела; с 1 марта 1982 года - космонавт-испытатель 291-го отдела; с 11 апреля 1986 года - инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса 291-го отдела; с 1 июля 1988 года - инструктор-космонавт-испытатель, руководитель комплекса №77 (отдел 300);

с декабря 1981 по август 1982 г. - проходил подготовку к полету на ДОС «Салют-7» по программе 2-й экспедиции посещения во втором экипаже КК «Союз Т-7» (вместе с В.Васютиным и И.Прониной);

с сентября 1982 по март 1983 г. - проходил подготовку к полету на ДОС «Салют-7» по программе экспедиции посещения в качестве бортинженера второго экипажа (вместе В.Васютиным и А.Левченко);

8 марта 1983 г. - был переведен во второй экипаж ЭО-2 (КК «Союз Т-8») вместо А.Сереброва, которого перевели в основной экипаж;

с мая 1983 по январь 1984 г. - проходил подготовку к полету на ДОС «Салют-7» по программе ЭО-3 (КК «Союз Т-10») в качестве бортинженера сначала третьего экипажа (вместе с В.Васютиным), а с октября 1983 года - второго экипажа, с В.Васютиным и В.Поляковым;

с мapта по июнь 1984 г. - проходил подготовку по программе ЭП-4 (полет женщины с выходом в открытый космос, КК «Союз Т-12») во втором экипаже (вместе с В.Васютиным и Е.Ивановой);

с октября 1984 по март 1985 г. - проходил подготовку к полету на ДОС «Салют-7» по программе ЭО-4 в качестве бортинженера первого экипажа, вместе с В.Васютиным и А.Волковым;

с мapта по май 1985 г. - проходил подготовку в качестве бортинженера основного ремонтного экипажа (вместе с В.Джанибековым) по программе спасения ДОС «Салют-7» и первого этапа 4-й основной экспедиции;

с сентября 1986 по июль 1987 г. - проходил подготовку к полету на ОК «Мир» в качестве бортинженера второго экипажа КК «Союз ТМ-3» по программе ЭП-1, вместе с А.Соловьевым и М.Хабибом (Сирия);

с ноября 1987 по май 1988 г. - проходил подготовку к полету на ОС «Мир» по программе ЭП-2 в качестве бортинженера первого экипажа КК «Союз ТМ-5» (второй советско-болгарский полет).

СОВЕРШЕННЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ:

1 полет - 12 марта - 26 мая 1981 г. в качестве бортинженера КК «Союз Т-4» и 5-й основной экспедиции на ДОС «Салют-6». Экипаж: Коваленок В.В. - К.К., Савиных В.П. - БИ.
Работал на станции с экипажами 10 и 11 экспедиций посещения (МНР и СРВ) по программе «Интеркосмос».
Продолжительность полета: 74 суток 17 часов 37 минут 23 сек. Позывной: «Фотон-2».

2 полет - 6 июня по 21 ноября 1985 года в качестве бортинженера КК «Союз Т-13» (позывной - «Памир-2») и 4-й основной экспедиции на ДОС "Салют-7». Экипаж при старте: Джанибеков В.А. - К.К., Савиных В.П. - БИ. На первом этапе вместе с В.Джанибековым восстановил работоспособность станции, совершил выход в открытый космос: 02.08.1985 - продолжительность 5 часов. На втором этапе продолжил работу вместе В.Васютиным и А.Волковым. Из-за болезни В.Васютина полет был прекращен досрочно, а Савиных назначен командиром экипажа.
Продолжительность полета: 168 суток 3 часа 51 минута 8 сек. Позывной: «Чегет-2».

3 полет - 7 по 17 июня 1988 г. в качестве бортинженера КК «Союз ТМ-5».
Экипаж: Соловьев А.Я. - К.К., Савиных В.П. - БИ, Александров Александр - К.И. (Болгария).
9 июня была проведена стыковка со станцией «Мир», где работал экипаж 4-й основной экспедиции (Титов В.Г., Манаров М.Х.). После выполнения программы совместного полета экспедиция посещения вернулась на Землю в КК «Союз ТМ-4».
Продолжительность полета: 9 суток 20 часов 9 минут 19 сек. Позывной: «Родник-2».

ДАТА ВЫХОДА ИЗ ОТРЯДА:

9 февраля 1989 г. - был отчислен из отряда космонавтов в связи с переходом на другую работу. 

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Автор книг: «Земля ждет и надеется» (1983), «Записки с мертвой станции» (1999), «География из космоса» (2000), «Вятка. Байконур. Космос» (2002).
Соавтор книг: «Достижения отечественной пилотируемой космонавтики в изучении окружающей среды» (1996), «Цветовые измерения в космосе» (1996), «Серебристые облака: взгляд из космоса» (1997), а также научных изданий «Перспективы развития цивилизации» и «Глобализация устойчивого развития. Экологические аспекты» (обе - в соавторстве с академиком К.Я.Кондратьевым), «Информационные технологии в системах экологического мониторинга».

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ:

В 2006 году награжден орденом «Миротворец» (учреждён Всемирным благотворительным альянсом «Миротворец»), Союзом писателей России награжден международной премией «Имперская культура». В 2005 году его именем была названа малая планета 6890, открытая 3 сентября 1975 года. 

НАГРАДЫ:

Кавалер 3-х орденов Ленина (1981, 1985, 1988) и 2-х медалей «Золотая звезда» (1981, 1985),
кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III-й степени (1994), II-й степени (6 марта 2000).
Награжден медалями «300 лет Российскому флоту» и «В память 850-летия Москвы». 
Кавалер ордена Сухэ-Батора и медали «Золотая звезда» Героя МНР (1981, МНР),
кавалер ордена Воинской Славы Сирийской Арабской Республики (1987, САР) и ордена «Дружбы» (1999, САР),
кавалер ордена Георгия Димитрова и медали «Золотая звезда» Героя НРБ (1988, НРБ),
кавалер ордена Дружбы (2000, СРВ).
Награжден орденом «Стара Планина» первой степени в связи с 15-летием второго советско-болгарского полета (вручен президентом Болгарии 10 июня 2003 года).
Медаль «За заслуги в освоении космоса» (2011 г.).

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Что видно из космоса
Долгое время бытовал миф о том, что единственным рукотворным объектом, видимым из космоса, является Великая Китайская стена. Однако как раз эту стену увидеть трудно, особенно если не знаешь где именно её искать. Это подтвердил даже первый китайский тайконавт Ян Ливэй. Что касается других объектов, то из космоса хорошо видны египетские Пирамиды. Внимательный взгляд космонавта также может различить многие большие города и шоссе, аэропорты и плотины.