О Центре
О Центре
Новости
Биографии космонавтов СССР и РФ

МАЛЕНЧЕНКО

Юрий Иванович

 

Герой Российской Федерации, летчик-космонавт РФ

ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР: 78/308                             
 
КОЛИЧЕСТВО ПОЛЕТОВ: 6
 
НАЛЕТ: 827 сут. 09 час. 23 мин. 19 сек.
 
ВЫХОДЫ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС: 6 
 
СУММАРНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 34 час. 49 мин.  
 
ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ:

22 декабря 1961 г., г. Светловодск Кировоградской обл. УССР (Украина). 

ОБРАЗОВАНИЕ:

1978 г. – окончил с золотой медалью среднюю школу с. Павловка Светловодского р-на Кировоградской обл.;

1983 г. – окончил с отличием Харьковское ВВАУЛ им. С.И. Грицевца по специальности «Командная тактическая» с присвоением квалификации «офицер с высшим военно-специальным образованием, летчик-инженер»;

1993 г. – окончил факультет заочного обучения ВВИА им. Н.Е. Жуковского по специальности «Инженерная, оперативно-тактическая, летательные аппараты» с присвоением квалификации «офицер с высшим военным образованием».  

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДО ЗАЧИСЛЕНИЯ В ОТРЯД КОСМОНАВТОВ:

с 15 декабря 1983 г. – летчик, с 30 ноября 1984 г. - старший летчик, с 28 ноября 1986 г. - командир авиационного звена 684 гвардейского ИАП 119 ИАД ВВС Одесского ВО, г. Тирасполь Молдавской ССР.  

СЛУЖБА В ОТРЯДЕ КОСМОНАВТОВ:

26 марта 1987 г. – решением ГМВК отобран для зачисления в отряд космонавтов ЦПК ВВС (8-й набор);
6 октября 1987 г. – приказом МО СССР назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели; 6-й группы. После успешной сдачи экзаменов в августе 1989 года ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель»;                                                                                                                    с 1995 г.  – инструктор-космонавт-испытатель;
с августа 2006 года – инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса;
с октября 2014 года – инструктор-космонавт-испытатель – начальник 1 управления ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина».                                               

КЛАССНОСТЬ:

Инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса. Военный летчик 3 класса (1984 г.). Имеет общий налет более 830 часов. Выполнил более 150 прыжков с парашютом. Имеет квалификации «инструктор парашютно-десантной службы» и «офицер-водолаз».

космонавт 1 класса, инструктор парашютно-десантной подготовки, офицер-водолаз.   

ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ:

с января по июль 1993 года – проходил подготовку к полету на ТК «Союз ТМ» и ОК «Мир» в качестве командира резервного экипажа по программе ЭО-14;

с июля 1993 года по январь 1994 года проходил подготовку по программе полетов на корабле «Союз-ТМ» и ОК «Мир» в качестве командира дублирующего экипажа ЭО-15;

с февраля по июнь 1994 года проходил подготовку по программе 16-й основной экспедиции на ОК «Мир»;

с октября 1998 года по сентябрь 2000 года проходил подготовку в НАСА для старта на МТКК «Шаттл»;

с января 2001 года по апрель 2003 года готовился к космическому полету в составе основного экипажа МКС-7 в качестве командира корабля «Союз ТМА» и командира МКС;

с ноября 2003 года по сентябрь 2005 года готовился к полету в составе группы космонавтов-испытателей;

с октября 2005 года по сентябрь 2006 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-14 в качестве командира корабля «Союз ТМА» и бортинженера МКС;

с октября 2006 года по октябрь 2007 года проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-16 в качестве командира корабля «Союз ТМА» и бортинженера МКС;

с ноября 2008 года по ноябрь 2009 года – проходил подготовку в составе группы специализации и совершенствования;

с апреля 2010 года по декабрь 2011 года готовился в составе дублирующего экипажа МКС-30/31 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС;

с декабря 2011 года по июль 2012 года проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-32/33 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС;

с января 2013 года по июль 2015 года – проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-44/45 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС;

с июля по декабрь 2015 года проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-46/47 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС.

СОВЕРШЕННЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ:

1-й полёт - 1 июля - 4 ноября 1994 г. на КК «Союз ТМ-19» и ОК «Мир» в качестве командира экипажа по программе ЭО-16. Стартовал вместе с Т. Мусабаевым. Во время полета была осуществлена первая стыковка транспортного грузового корабля «Прогресс М-24» с орбитальным комплексом «Мир» в телеоператорном режиме. В ходе полета Ю.И. Маленченко выполнил два выхода в открытый космос общей продолжительностью 11 часов 07 минут. Посадку совершил вместе с Т. Мусабаевым и
У. Мербольдом (ЕКА). Продолжительность полёта: 125 сут. 22 час. 53 мин. 36 сек. Позывной: «Агат-1»;

2-й полёт - 8-20 сентября 2000 г. в качестве специалиста полета в составе экипажа «Атлантиса» (STS-106) по программе сборки МКС вместе с Т. Уилкаттом, С. Альтманом. Д. Бёрбанком, Р. Мастраккио, Э. Лу (США) и Б. Моруковым. Совершил один выход в открытый космос длительностью 6 час. 14 мин. Продолжительность полёта: 11 сут. 19 час. 11 мин. 02 сек.

3-й полёт - 26 апреля - 28 октября 2003 г. в качестве командира транспортного корабля «Союз ТМА-2» и командира МКС-07. Стартовал вместе с Эдвардом Цан ЛУ. Основной задачей экспедиции стало продолжение эксплуатации станции в пилотируемом режиме в период вынужденной приостановки сборки. Продолжительность полёта: 184 сут. 22 час. 46 мин. 28 сек.

4-й полёт – 10 октября 2007 г.  -  19 апреля 2008 г. в качестве командира ТПК «Союз ТМА-11» и бортинженера МКС-16 вместе с астронавтом Пегги Уитсон. В ходе полета выполнил один выход в открытый космос длительностью 6 часов 55 минут.
Продолжительность полёта: 191 сут. 19 час. 07 мин. 

5-й полёт – 15 июля 2012 г. - 19 ноября 2012 г. в составе 32/33-й длительной экспедиции на МКС в качестве командира ТК «Союз ТМА-05М» и бортинженера МКС. В ходе полета выполнил выход в открытый космос продолжительностью 5 часов 50 минут.
Продолжительность полёта: 126 сут. 23 час. 33 мин. 27 сек.

6-й полёт – 15 декабря 2015 г.  18 июня 2016 г. в составе 46/47-й длительной экспедиции на МКС в качестве командира ТПК «Союз ТМА-19М» и бортинженера МКС. За время работы экипажа МКС-46/47 было проведено множество научных экспериментов из разных областей науки (медицина, космическая биология, биотехнология, физико-химические процессы и др.), из них около 50 выполнил Юрий Маленченко. В ходе полета отработал один выход в открытый космос, выполнив все поставленные задачи за 4 часа 43 минуты. Экипаж осуществил работу с российскими («Прогресс») и иностранными грузовыми кораблями (Cygnus, Dragon), провел ремонтно-восстановительные работы бортовых систем, их обслуживание, выполнил бортовые фото-, видеосъемки, а также подготовил свой корабль «Союз ТМА-19М» к возвращению с орбиты. 
Продолжительность полёта: 186 суток. 

ПОЧЁТНЫЕ НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ:

медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации (10 февраля 1994 г.);
медаль «За отличие в военной службе» III степени;
медаль «За отличие в военной службе» II степени (4 апреля 1996 г.);
медаль «За отличие в военной службе» I степени (2000 г.);
медаль «За воинскую доблесть» I степени (2000 г.);
медаль «За безупречную службу» III степени;
медаль «70 лет Вооруженных Сил СССР» (1988 г.);
медаль Народного Героя Республики Казахстан (1995 г.);
орден «За военные заслуги» (2000 г.);
орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2008 г.);
медаль «За заслуги в освоении космоса» (2011 г.);
орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (22 мая 2014 года);
ведомственные награды Роскосмоса: знак «За обеспечение космических стартов»,
знак Гагарина,
знак Королёва,
знак «За международное сотрудничество»;
медаль ордена Ивана Калиты;
медали НАСА.

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Что видно из космоса
Долгое время бытовал миф о том, что единственным рукотворным объектом, видимым из космоса, является Великая Китайская стена. Однако как раз эту стену увидеть трудно, особенно если не знаешь где именно её искать. Это подтвердил даже первый китайский тайконавт Ян Ливэй. Что касается других объектов, то из космоса хорошо видны египетские Пирамиды. Внимательный взгляд космонавта также может различить многие большие города и шоссе, аэропорты и плотины.