О Центре
Биографии космонавтов СССР и РФ

САМОКУТЯЕВ

Александр Михайлович

 

Герой Российской Федерации, летчик-космонавт РФ

ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР: 109/518                                     ВИДЕОБИОГРАФИЯ КОСМОНАВТА
 
КОЛИЧЕСТВО ПОЛЕТОВ: 2
 
НАЛЕТ: 331 сут. 11 час. 39 мин. 
 
ВЫХОДЫ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС: 2
 
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 10 ч. 41 мин.
 
ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ:  

13 марта 1970 год в г. Пензе, Россия.  

ОБРАЗОВАНИЕ:

в 1987 году окончил среднюю школу в г. Пензе;

в 1988 году поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков, которое окончил в 1992 году по специальности «Командная тактическая истребительной авиации» с присвоением квалификации «летчик-инженер»;

в 1998 году поступил в Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина и окончил ее в 2000 году.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДО ЗАЧИСЛЕНИЯ В ОТРЯД КОСМОНАВТОВ:

после окончания училища проходил службу в частях ВВС на должностях летчика, старшего летчика, заместителя командира авиационной эскадрильи;

в 2000 году был назначен на должность начальника отделения 2-го управления в РГНИИЦПК имени Ю.А. Гагарина.

ДАТА ПРИХОДА В ОТРЯД (№ НАБОРА, ДАТА):

в мае 2003 года – был зачислен кандидатом в космонавты-испытатели отряда космонавтов РГНИИЦПК имени Ю.А. Гагарина;

с 16 июня 2003 года по 27 июня 2005 года – проходил общекомическую подготовку, сдал госэкзамены с оценкой «отлично»;

в июне 2005 года –  на заседании Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ:

с августа 2005 года по ноябрь 2008 года проходил обучение в составе группы специализации и совершенствования;

с декабря 2008 года по апрель 2010 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-23/24 в качестве бортинженера МКС и командира ТПК «Союз ТМА»;

с апреля 2010 года по апрель 2011 года готовился к космическому полету в составе основного экипажа МКС-27/28 в качестве командира ТПК «Союз ТМА» и бортинженера МКС;

с октября 2012 года по март 2014 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-39/40 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС;

с марта по сентябрь 2014 года готовился к космическому полету в составе основного экипажа МКС-41/42 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС.

КЛАССНОСТЬ:

космонавт-испытатель 3-го класса. Военный летчик 3-го класса. Освоил самолеты Вилга-35А, Л-13 Бланик, Л-39, Су-24М. Имеет общий налет 680 часов. Выполнил 250 парашютных прыжков. Имеет квалификацию «офицер-водолаз».

СОВЕРШЕННЫЕ КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЕТЫ:

1 полетс 05 апреля 2011 г. по 16 сентября 2011 г. в качестве командира ТПК «Союз ТМА-21» и бортинженера МКС вместе с Борисенко А.И. и астронавтом Рональдом Гараном. В ходе полета выполнил выход в открытый космос продолжительностью 6 часов 23 минут.
Продолжительность полета: 164 сут. 05 час. 50 мин. Позывной: «Тарханы». 

2 полетс 26 сентября 2014 г. по 12 марта 2015 г. в качестве командира ТПК «Союз ТМА-14М» и бортинженером на МКС вместе с Серовой Е.О. и астронавтом Барри Уилмором. В ходе полета выполнил выход в открытый космос продолжительностью 3 часов 41 минут.
Продолжительность полета: 167 сут. 05 час. 49 мин. Позывной: «Тарханы».

НАГРАДЫ:

звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда»,
почетное звание «Летчик-космонавт РФ» (2012);
орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2016);
медали Министерства обороны Российской Федерации:
«За отличие в военной службе» I, II и III степени,
«За воинскую доблесть» II степени,
«За службу в ВВС»;
ведомственные награды Роскосмоса.

СТАТУС НА ТЕКУЩЕЕ ВРЕМЯ:

инструктор-космонавт-испытатель – заместитель командира отряда космонавтов.

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полеты на Луну. Открытки
Когда НАСА готовило к запуску лунные миссии, ни одна страховая компания не взялась застраховать жизнь астронавтов, так как риски были слишком велики. Чтобы компенсировать семьям астронавтов расходы после возможной гибели последних, НАСА выпускало специальные открытки, на которых члены экипажа расписывались перед самым вылетом. Если бы кто-то из астронавтов погиб, их семьи смогли бы продать открытки коллекционерам по хорошей цене, однако все лунные полёты от Аполлона-11 до Аполлона-16 в итоге обошлись без жертв.