О Центре
Новости
Новости

Вдохновлённые небом

31 октября 2017

Важнейшей частью подготовки космонавтов всегда была и остаётся лётная подготовка, которую обеспечивают лётный состав и технический персонал Объединённого авиационного отряда имени В.С. Серёгина, базирующегося на аэродроме «Чкаловский». Каждый космонавт, независимо от того, имеет он лётное образование или нет, выполняет учебно-тренировочные полёты на самолётах Л-39, полёты на аэровизуальное и приборное наблюдение земной поверхности на самолётах-лабораториях Ту-134ЛК и воспроизведение режимов невесомости на самолёте Ил-76МДК.

Цели лётной подготовки

Сегодня мы остановимся подробнее на специализированной лётной подготовке, которая призвана целенаправленно решать задачи подготовки космонавтов к космическим полётам путём использования самолёта Л-39 в качестве летающего тренажёра. Днём и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях, посредством различных программ, упражнений и методик формируется широкий спектр профессионально-значимых качеств.

«У нас космонавты делятся на две группы: №1 — те, кто имеет лётное образование, и №2 — не имеющие лётного образования, — рассказал заместитель командира Объединённого авиационного отряда имени В.С. Серёгина Олег Федоренко. — Соответственно, для каждой группы существует своя программа подготовки. Первая группа космонавтов после отработки в контрольных полётах определённых упражнений и проверок по видам лётной подготовки летает самостоятельно в передней кабине. Вторая группа летает в задней кабине. В процессе обучения они также пилотируют самолёт, выполняя развороты, набор высоты, снижение, фигуры простого и сложного пилотажа, но только под контролем инструктора. Лётная подготовка нужна для того, чтобы космонавт был знаком с небом и представлял, с чем может столкнуться в космосе, например, перегрузки, невесомость».

Какие же профессионально-лётные качества необходимы космонавту в будущем? Это распределение внимания в полёте (космонавт должен быстро оценивать воздушную обстановку и постоянно анализировать показания множества приборов, чтобы предпринимать правильные действия); ручное управление движением летательного аппарата с перекрёстными связями по каналам (самолёт может перемещаться в трёх плоскостях, поэтому при пилотировании космонавт должен понимать, в какой плоскости он находится и как себя ведёт самолёт. Эти навыки пригодятся в космосе, например, при маневрировании относительно станции); выполнение совмещённой деятельности, работа в команде; осмотрительность и радиоосмотрительность (в воздушном пространстве летает множество самолётов, поэтому в воздухе постоянно идёт радиообмен, и среди всей информации нужно уловить именно то, что говорят тебе, а также самому передать данные так, чтобы тебя поняли на земле. Аналогичным образом происходит связь с центром руководства полётом, когда космонавты ведут репортаж из космоса).

Помимо вышеперечисленного в процессе специализированной лётной подготовки космонавт также учится вести визуальную ориентировку, оперативному принятию управленческих решений, приобретает психофизиологическую устойчивость и адекватность пространственно-временного образа полёта решаемым задачам.

Первый шаг к небу

Естественно, сразу к полётам никого не допускают — надо сначала пройти теоретическую подготовку, провести тренажи, сдать зачёты по самолёту, двигателю, самолётному и радиоэлектронному оборудованию, действиям в особых случаях в полёте. Перед каждой лётной сменой проводятся: постановка задач; самостоятельная подготовка, во время которой космонавты разбирают все вопросы, связанные с выполнением полётов, со своими командирами звеньев, лётчиками-инструкторами; заполнение документации; тренаж на авиационной технике, штурманский тренаж и тренаж по радиосвязи. Первый полёт всегда носит ознакомительный характер. «Мы производим взлёт и проходим по всему нашему району полётов, занимаем пилотажные зоны, показываем характерные ориентиры, далее приходим в район аэродрома, выполняем полёт по кругу», — рассказал командир авиационной эскадрильи Л-39 Марат Халиков.

«В первом полёте я был немного растерянным от очень большого объёма информации, который сваливается одномоментно, — вспоминает космонавт-испытатель Дмитрий Петелин. — Одно дело, когда тебе на земле всё показывают, рассказывают, и совсем другое, когда нужно применить полученные знания и навыки в воздухе. Конечно, перед первым полётом мы много тренировались, пытались произвести полёт от начала до конца на компьютерных симуляторах, но когда надеваешь защитный шлем, садишься в кабину самолёта, пристёгиваешься,— совсем иначе всё. Первые несколько полётов — это просто вживание в кабину, привыкание к самолёту и немного управления им, чтобы посмотреть, как он реагирует на отклонение рулей управления. Сейчас, конечно, с опытом многие вещи уже не вызывают особых затруднений».

Для достижения целей лётной подготовки космонавтов используется ряд программ, упражнений и основных методик их выполнения. Конкретное задание космонавту на каждый полёт определяет инструктор, методист и врач-психофизиолог Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Задание может быть, например, таким: при подготовке к полёту проложить маршрут полёта в зону, произвести расчёт полёта, определить расчётные пеленги, изучить данные радиотехнических средств связи и запасных аэродромов, характерные линейные и площадные ориентиры. В условиях ночи космонавт также ведёт работу со звёздным небом, осуществляет систематический контроль показаний пилотажно-навигационных приборов и считывает значения их показаний для составления радиограмм по установленной форме.

«Ночные полёты сложнее в плане ориентирования — больше приходится смотреть по приборам, особенно если есть облачность, — поделился космонавт-испытатель Иван Вагнер. — Очень тонкое управление и нужна максимальная концентрация. Но зато в тёмное время суток видно необычайную красоту. Сверху сияют звёзды и луна, а внизу, в разрывах облаков, видно светящиеся огни города и трассы».

«Однажды вкусив полёт…»

Успех самолётовождения будет определяться умением космонавта комплексно использовать пилотажно-навигационные приборы самолёта и наземные радиотехнические средства, т.е. выдерживать курс, скорость, высоту, крены при разворотах, строго учитывать время полёта и, кроме того, применять для контроля и исправления пути наземные радиостанции, радиопеленгаторы и радиолокационные станции. Подготовка к полёту должна производиться с таким расчётом, чтобы наиболее целесообразно использовать имеющиеся средства самолётовождения.

«Что для меня значит небо, скажу словами Леонардо да Винчи: «Однажды вкусив полёт, ты всегда будешь ходить по земле с глазами, обращёнными к небу, — ибо ты уже был там, и тебя неудержимо тянет туда вернуться», — признался космонавт-испытатель Андрей Федяев, до прихода в отряд космонавтов проходивший военную службу на авиационной базе ВВС Тихоокеанского флота России в Камчатском крае. — Думаю, все ребята, проходящие лётную подготовку, со мной согласятся. Полёт, если ты уже умеешь это делать, приносит совершенно непередаваемые ощущения. Когда здесь, например, хмурая осенняя погода, ты поднимаешься за серые тучи, а там тебя встречает яркое солнце и белоснежные облака. Совсем другой вид и совершенно иное настроение. Но, кроме того, что полёты очень интересны, это ещё и постоянная работа над собой, над тем, что ты знаешь, ведь навыки необходимо постоянно улучшать, оттачивая своё мастерство до совершенства».

В среднем на специализированную лётную подготовку выделяется 15 часов в год на каждого космонавта. С каждым разом упражнения и задачи становятся труднее. Простой пилотаж сменяется сложным, а после него, как правило, планируются полёты на групповую слётность, ведь в космосе космонавты тоже производят сближение и стыковку со станцией, а пока они отрабатывают это на Л-39. При скорости 400-500 км/ч космонавт должен сразу замечать малейшее изменение дистанции (отстаёт он или догоняет) и как исправить отклонение. После отрабатывания навыков групповой слётности задания ещё усложняются — это полёты на малой высоте, где некогда размышлять, а нужно мгновенно реагировать на ситуацию.

«Все ребята из отряда космонавтов очень грамотны и трудолюбивы, — отмечает Марат Халиков. — Думаю, если бы они поступили в лётное училище, проблем бы там у них не возникло, так как они всю информацию воспринимают своевременно и быстро. Один-два раза показал, и они уже делают всё сами. Иногда даже думаешь: «Кто лучше фигуру сделал — я или он?» (улыбается). Понятно, что фигуры несложные — виражи, пикирование, горки… Но всё равно ребята молодцы!»

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото и видео ЦПК
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Что видно из космоса
Долгое время бытовал миф о том, что единственным рукотворным объектом, видимым из космоса, является Великая Китайская стена. Однако как раз эту стену увидеть трудно, особенно если не знаешь где именно её искать. Это подтвердил даже первый китайский тайконавт Ян Ливэй. Что касается других объектов, то из космоса хорошо видны египетские Пирамиды. Внимательный взгляд космонавта также может различить многие большие города и шоссе, аэропорты и плотины.