О Центре
Новости

У основного экипажа МКС-61/62/ЭП-19 начались практические экзамены

02 августа 2019

Сегодня у командира основного экипажа корабля «Союз МС-15» Олега Скрипочки прошла экзаменационная тренировка на специализированном тренажёре «Телеоператор», цель которого – отработка режимов ручного телеуправления причаливанием и стыковкой «с борта МКС» транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс МС».

Как правило, стыковка ТГК со станцией происходит в автоматическом режиме. Но космонавты всегда должны быть готовы взять управление на себя. «Телеоператор» – это резервный режим для того, чтобы привести грузовой корабль и состыковать его со станцией, – отметил Олег Скрипочка, совершивший уже два космических полёта. – «Прогресс МС» привозит на МКС не только продукты и вещи для экипажа, но – самое главное – уникальное оборудование для экспериментов и исследований. Потеря такой аппаратуры станет сильным ударом и по финансовой, и по научной составляющей. Поэтому мы должны привести корабль в любом случае, даже при возникновении каких-то неполадок, и «Телеоператор» как раз даёт такую возможность».

Сегодня Олег Иванович вытянул билет №1. Каждый экзаменационный билет содержит в себе по четыре режима, два из которых на свету, а два ‒ в тени. Космонавт отрабатывает стыковку ТГК к четырём стыковочным узлам МКС – это СО-1 (стыковочный отсек «Пирс»), СМ (служебный модуль «Звезда»), МИМ-1 (малый исследовательский модуль «Рассвет») и МИМ-2 («Поиск»). Все режимы начинаются из автоматического зависания корабля на дальности примерно 150-160 метров от станции. Дальше вводятся нештатные ситуации, приводящие к срыву автоматического режима и переходу на ручной режим управления «грузовиком» (ТОРУ). Во время выполнения ручного управления также возможны отказы и аварии.

К первой группе нештатных ситуаций относятся, например, автоматический увод корабля от станции или авария системы управления движением ТГК. В ТОРУ космонавта тоже могут ожидать нештатные ситуации, такие как кратковременное пропадание ТВ-изображения с ТГК, отказ ручных средств управления или разрыв связи между кораблём и станцией.

Примечательно, что летом 2016 года Олег Скрипочка вместе с Алексеем Овчининым тестировали на борту МКС обновлённую аппаратуру «Телеоператора». «Сейчас тоже есть технические новшества, – отметил Олег Иванович. – Есть нюансы в управлении, которые нужно понимать, знать и уметь с ними обращаться. Стало интереснее (улыбается). Например, немножко по-другому ведёт себя корабль при разворотах, изменилось время отклика при работе ручкой управления движением».

Командир основного экипажа ТПК «Союз МС-15» блестяще справился с поставленной задачей, получив за экзамен оценку «отлично». Комиссия отметила высокий профессионализм Олега Скрипочки, чёткость и ясность ведения репортажа, стабильные параметры касания, а также оперативное распознавание и решение нештатных ситуаций. Примечательно, что накануне Олег Иванович сдал на «отлично» теоретический экзамен по ТОРУ. Инструкторы ЦПК по достоинству оценили предельную внимательность и высокую техническую грамотность космонавта.

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Команда «Аполлон 17»
Команда «Аполлон 17» (Apollo 17) была последней на луне. Юджин Сернан и Харрисон Шмит проехали 34 км в лунной коляске. 11 декабря 1972 они оставили на луне мемориальную доску, на которой написано: «Здесь Человек завершил своё первое исследование Луны, декабрь 1972 г. н.э. Пусть дух мира, с которым мы прибыли, отразится в жизнях всего человечества». Юджин Сернан считается последним человеком, который был на другом астрономическом теле.