О Центре
Новости
Новости

Олег Скрипочка: «Быть командиром в таком экипаже – удача!»

21 сентября 2019

До старта ракеты-носителя (РН) «Союз-ФГ» и транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз МС-15» осталось всего четыре дня. Уже сейчас можно сказать, что этот полёт войдёт в историю пилотируемой космонавтики. Во-первых, в 19-й экспедиции посещения Международной космической станции (МКС) впервые примет участие гражданин Объединённых Арабских Эмиратов. Во-вторых, это будет крайний, семидесятый, запуск ракеты «Союз-ФГ». О подготовке к полёту, планируемой научной работе, взаимоотношениях в экипаже, создании эмблемы и многом другом побеседовала с командиром ТПК «Союз МС-15» Олегом Скрипочкой редактор пресс-службы ЦПК Светлана Носенкова.

Олег Иванович, вы впервые полетите в качестве командира корабля. До этого вы дважды были бортинженером. Как вы относитесь к новому назначению? Пришлось ли дополнительно изучать какие-то дисциплины, которые не осваивают бортинженеры?

– Конечно, это огромная ответственность и в то же время – высокий уровень доверия ко мне. У меня уже был опыт подготовки в качестве командира корабля в 2015 году, правда, в дублирующем экипаже. Но в полёт командиром я действительно отправлюсь впервые. Что касается подготовки, то она идентична у командира и бортинженера, поскольку они взаимозаменяемы по своей квалификации. Бортинженер должен быть готов в любую минуту подменить командира, если что-то произойдёт. Но командир несёт ответственность за весь экипаж.

– Также вы будете командиром 62-й длительной экспедиции на МКС. Какие задачи в этой должности для вас первостепенны? Какую подготовку проходит командир МКС?

– Особенно ярко обязанности командира станции или ответственного за сегмент должны проявиться в случае аварийных ситуаций, которых, надеюсь, у нас не будет. В плане подготовки помимо знания российского сегмента (РС) МКС нужно было пройти дополнительные занятия у наших партнёров на американском сегменте, в состав которого также входят европейский и японский научно-исследовательские модули. Я изучал, например, операции с роботом-манипулятором, элементы сближения и причаливания грузовых кораблей «Dragon» и «Cygnus», чтобы иметь представление о работе коллег на американском сегменте, понимать, что в какой момент происходит.

Командир МКС должен следить и за психологическим климатом на станции. Поскольку работы, как правило, много, то космонавты и астронавты могут работать на своих сегментах неделю и не пересекаться, если не будет необходимости в обмене какими-то материалами или аппаратурой. Поэтому по выходным традиционно стараемся встречаться, организовывать совместные ужины с просмотром фильмов или прослушиванием музыки.

– Некоторые экипажи даже организовывали на МКС дружеские концерты. А у вас экипаж музыкальный?

– Честно говоря, не задавался этим вопросом (смеётся). Надо будет узнать. Сам я музыкальными инструментами не владею, но гитара на борту есть, если что.

– На предполётной пресс-конференции в ЦПК вы уже отмечали, что, несмотря на отсутствие опыта космических полётов, у ваших коллег по экипажу хорошая подготовка. А какие ещё качества Джессики Меир и Хаззаа Аль Мансури вы бы отметили? Что в их характерах считаете важным для успешного выполнения программы полёта?

– Я вижу, что Хаззаа и Джессика очень мотивированы на полёт и выполняют даже больше, чем в принципе необходимо по уровню квалификации. Они любознательны, работящи, дисциплинированы. Это очень помогает. Но самое главное – у них есть желание работать в команде, готовность решать задачи сообща. И в принципе у нас сложились хорошие дружеские взаимоотношения, мы быстро нашли общий язык. Думаю, в полёте у нас всё будет нормально.

– Каждый командир старается включить в эмблему корабля какие-то знаковые для него символы. Помимо фамилий членов экипажа на национальном языке, флагов стран-участниц полёта, знака Роскосмоса и надписи «Союз МС-15» что вы включили в эмблему и почему?

– Когда разрабатывалась эмблема, мне хотелось сохранить определённую преемственность с первым полётом. Всё-таки когда первый раз летишь, остаются наиболее яркие впечатления. Поэтому у нас та же форма эмблемы – шестигранник. Ещё в моих первых двух полётах на эмблемах присутствовало изображение журавля. Здесь у нас тоже есть птица – полярная крачка. Она, как известный рекордсмен по дальности миграции, стала символом нашей длительной экспедиции. Помимо изображения ТПК и МКС, нашего общего космического дома, у нас на эмблеме центральное место занимает Луна – как наша следующая цель. Тем более, в этом году исполнилось полвека с момента высадки американцев на Луну, и в честь юбилея этого значимого для всего человечества события цветовая окантовка нашей эмблемы совпадает с той, что была на эмблеме «Аполлона-11».

– Только по российской научной программе в период вашего полёта запланировано свыше пятидесяти экспериментов. Какое направление вам наиболее интересно?

– Пожалуй, зрелищнее всего наблюдение за нашей планетой. Тем более что у нас меняются задачи, совершенствуется оборудование. Мы будем изучать как техногенное воздействие на атмосферу, так и природные явления. Для МЧС отслеживаем ситуации, которые могут перерасти в стихийные бедствия – пожары, наводнения – и максимально оперативно сообщаем о них на Землю. Во втором своём космическом полёте я открыл для себя такое очень интересное явление, как серебристые облака. Мой опытный американский коллега Джеффри Уильямс показал, где их найти, а дальше я уже разбирался – в каком ракурсе, при каком освещении их лучше снимать. Получались совершенно разные кадры. В этом полёте хочу продолжить данные наблюдения. Надеюсь, это будет интересно и полезно не только для меня.

Также с нетерпением жду продолжения эксперимента, начатого Олегом Кононенко, – выращивание клеток с помощью 3D-биопринтера. Это уникальная работа, которую кроме россиян ещё никто не проводил в космосе. Интересно будет также провести исследование влияния факторов космического пространства при экранировании магнитного поля Земли на свойства культур микроорганизмов различных систематических групп (эксперимент «Биомаг-М»).

– Хаззаа Аль Мансури летит на МКС всего на восемь дней. Будете помогать ему справиться со всеми поставленными перед ним задачами?

– Конечно, поможем. Помимо экспериментов по программе его страны, он будет также участвовать в российских и американских научных программах. Например, Хаззаа выполнит эксперимент «Профилактика», где будут задействованы беговая дорожка и наша аппаратура. По-моему, это уникальный случай для кратковременных экспедиций посещения. Также ему нужно сфотографировать его Родину – города ОАЭ, объекты Персидского залива, Средиземного моря. Список задач очень длинный для 8-суточного полёта. Надо многое успеть, поэтому у Хаззаа всё расписано чуть ли не по минутам.

– Мы часто пишем о предполётных традициях экипажей. А есть ли традиции, связанные с МКС? Например, когда вы переходите из корабля на станцию?

– Вы угадали. Когда мы переходим на МКС, экипаж оставляет наклейку своей эмблемы рядом со стыковочным узлом, к которому пристыковался корабль. На станции целая галерея эмблем (улыбается). А ещё у нас есть официальная традиция – после прилёта на МКС мы проводим видеосеанс связи с руководством и родными.

– К слову о родных. На Байконур приехали вас провожать в полёт и наблюдать за стартом ваша жена и дети. Привыкли родные к вашим космическим длительным командировкам?

– Сейчас уже да. Когда отправлялся в первый полёт, дочке Даше было всего пять лет, а сыну Денису – 2,5 годика. И после моего возвращения они смотрели на меня с некоторым удивлением – кто это такой пришёл. Ведь для маленьких детей полгода – это целая жизнь (улыбается). Ко второму моему полёту дети уже подросли и всё понимали. А сейчас – тем более. Конечно, труднее всего жене Елене приходится, ведь начался учебный год: много занятий, уроков, домашних заданий, организационных вещей. И всё это ложится на её плечи. Кстати, позывной я тоже попросил жену мне подобрать. Было несколько вариантов, но остановились на «Сармате». Дело в том, что я родился на Северном Кавказе, большую часть школьных лет провёл на Украине, а сармат – это название одного из народов, который жил в тех краях. Вот такая ассоциация получилась с моей малой родиной и с нашей историей.

– А индикатор невесомости вам дети выбрали?

– У дочки с детства одним из излюбленных персонажей был единорог. Она его часто рисовала. Поэтому выбрали мне мягкую игрушку единорога – красивую и компактную, чтобы ничему не мешала в корабле. Сын её тоже одобрил.

– Пусть этот волшебный персонаж принесёт вам удачу в полёте!

– Спасибо!

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Ремонтные работы корабля «Союз» в космосе (в ночь с 10 на 11 июля 2008 г.)
Во время выхода в открытый космос космонавтам Сергею Волкову и Олегу Кононенко впервые в истории пришлось снять с корабля «Союз» защищающий замок с пиропатроном №5. Несвоевременное срабатывание подобного пиропатрона стало причиной двух баллистических спусков ТПК «Союз» в 2007 году.