О Центре
Новости
Новости

СППК-2011. Психологическая подготовка космонавтов

17 августа 2011

Мы продолжаем рассказ о тех, кто готовит космонавтов к совершению полёта.

Профессия космонавта – сложная, но чрезвычайно интересная. В овладении ей каждому космонавту помогают сотни людей. Специалисты Центра подготовки космонавтов сопровождают кандидатов в космонавты и космонавтов на протяжении всего профессионального пути. Они всегда рядом: на земле – в залах тренажёров, учебных кабинетах, на разнообразных «выживаниях»; в воде – в гидролаборатории и на тренировках по действиям после приводнения; в воздухе – в  полётах «на невесомость», во время лётной и специальной парашютной подготовки (СППК).

Этим летом группа кандидатов в космонавты набора 2010 года, для которых космическая карьера ещё в самом начале, успешно прошла этап СППК. Более 30 сотрудников ЦПК и смежных организаций обеспечивали тренировки и контролировали профессиональное развитие кандидатов в космонавты. Особенное внимание уделялось психологической подготовке.

Специальная парашютная подготовка космонавтов — это своего рода комплексный тренажёр для развития психологических способностей космонавтов как специалистов опасной профессии. СППК помогает формировать необходимые для деятельности в экстремальных условиях психологические качества: эмоциональную и нервно-психическую устойчивость, умение распределять и переключать внимания в условиях дефицита времени, способность преодолевать трудности, готовность к работе. Основной целью СППК является не только овладение будущими космонавтами техникой выполнения парашютного прыжка, но и их подготовка к надёжной работе в экстремальных условиях.

Кандидаты в космонавты должны не только овладеть мастерством прыжка с парашютом, не только на «пять баллов» выполнять все его элементы, но и справиться с дополнительным заданием. Получив задание, космонавт должен перераспределить своё внимание между управлением парашютом и решением поставленной задачи на прыжок. Дополнительное задание, как считают опытные парашютисты, не очень трудное, а вот выполнять его приходится в сложных условиях.

Все упражнения, взятые в комплексе — как сам прыжок, так и дополнительные задания — позволяют воссоздать состояние эмоционального стресса, которое является составляющим элементом психологического моделирования деятельности космонавта. Моделируемое состояние и задачи подобраны так, чтобы активизировать функции, которые необходимы для профессиональной деятельности космонавта: внимание, память, пространственную ориентацию, логическое мышление.

Вопросами психологической подготовки и оценки профессиональной и психологической готовности кандидатов в космонавты и космонавтов к работе в экстремальных условиях на СППК-2011 занималась группа психологического обеспечения парашютной подготовки космонавтов в составе сотрудников отдела системных исследований проблем подготовки космонавтов ЦПК Ирины Баяновны Соловьёвой и Светланы Васильевны Андреевой. Ирина Баяновна Соловьёва — космонавт первого женского набора Отряда космонавтов, мастер парашютного спорта, выполнившая более 2 300 прыжков, кандидат психологических наук. Светлана Васильевна Андреева — младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, психолог по образованию.

День психологической группы начинается, как и у всех участников СППК, очень рано. В 7 часов утра психологи уже приступают к работе. Впереди — очередной прыжковый день. Нужно проверить все подготовленные диктофоны и карточки с заданиями, пообщаться с космонавтами, оценить их готовность к прыжкам. Перед началом прыжков один из участников группы психологического обеспечения едет на место приземления, чтобы наблюдать посадку парашютистов, беседовать с ними после выполнения задания и оценивать их реакцию на очередной прыжок. Второй участник остаётся на старте, куда вернутся парашютисты для подготовки к новому подъёму в небо и новому прыжку. Сразу после выполнения прыжка кандидаты в космонавты и космонавты передают диктофоны с репортажами психологам. Специалисты копируют свежую запись на компьютер и возвращают диктофон испытуемому. Пока он выполняет прыжок, его репортаж внимательно прослушивается и анализируется. Конечно, детальный анализ ещё впереди. При первом прослушивании задача психологов — оценить, как кандидат в космонавты или космонавт справился с заданием, как отреагировал на прыжок, насколько чётко и подробно вёл репортаж. К тому моменту, когда все участники СППК соберутся на разборе прыжков, психологи подготовят доклад о результатах очередного дня и рекомендации по содержанию заданий на следующий день.

Мы попросили И. Б. Соловьёву и С. В. Андрееву подробнее рассказать о работе группы психологического обеспечения СППК. 

Irina Bayanovna Solov'eva- Ирина Баяновна, с чего начиналась специальная парашютная подготовка космонавтов?

— СППК разрабатывалась в 80-х годах, когда Центр подготовки космонавтов превратился в НИИ ЦПК. Была поставлена задача научного обоснования специальных видов подготовки для космонавтов. До того вся подготовка космонавтов была ориентирована на подготовку лётчиков, в том числе была поставлена задача разработки методического обеспечения парашютной подготовки космонавтов для повышения её эффективности. В тот момент в нашем коллективе работало несколько профессионалов, мастеров спорта по прыжкам с парашютом — Сергей Александрович Киселёв, Геннадий Михайлович Колесников — и в то же время у нас был хороший контакт с сотрудниками Института психологии и Института авиационной и космической медицины. С их помощью разрабатывались и апробировались все положения и методические вопросы СППК.

— Расскажите, пожалуйста, о специальной парашютной подготовке космонавтов в 2011 году.

— Мы рассматриваем СППК как раздел психологической подготовки к деятельности в экстремальных условиях, в процессе которой развиваются не только морально-волевые свойства и самостоятельность действий, но и профессионально важные качества космонавтов, необходимые для работы в условиях реального стресса. К ним относится оперативная устойчивость, распределение и переключение внимания, работа в условиях дефицита времени, готовность к действиям в ситуации стресса. Основной методический подход проведения специальной парашютной подготовки — это введение дополнительного задания на всех этапах прыжка с парашютом. При первоначальном обучении в качестве дополнительного задания предлагается ведение репортажа на борту, при отделении от летательного аппарата и под куполом парашюта вплоть до приземления. Космонавт сообщает об окружающей обстановке, своих действиях, о том, что он видит и где собирается приземляться. Затем вводится репортаж на заданную тему. Мы даём различные профессиональные темы, например «я — космонавт-испытатель», «я — бортинженер». Это задание выявляет представления кандидатов в космонавты об их будущей профессии.

Следующим этапом усложнения является репортаж в свободном падении. По мере того, как космонавты учатся устойчиво падать, контролировать свои действия в свободном падении, они также ведут репортаж.

Далее даётся задание и на свободное падение — в виде решения «карточек». Это упрощённые психологические тесты или логические задачи. Для работы используются адаптированные психологические методики, например, «чёрно-красная таблица» (то есть набор цифр, которые нужно расположить в порядке возрастания (красные) и убывания (чёрные)) и методика «шкалы» — задание, в котором парашютисту нужно определить цену деления на изображённых циферблатах или шкалах и найти сумму 3 показаний.  Когда мы разрабатывали этот этап подготовки, то столкнулись с проблемой: как представить парашютисту начальную, исходную информацию для решения задачи и как получить результат его работы. В итоге была разработана методика представления данных на «карточках», вскрываемых при отделении. В свободном падении космонавт должен решать задачу и «наговаривать» решение на диктофон, при этом обязательно нужно отслеживать текущую высоту падения и обеспечивать раскрытие парашюта на безопасной высоте. После раскрытия он проводит анализ своих действий в свободном падении. Дальше — как учили: вести репортаж об окружающей обстановке, строить расчёт захода на цель и обеспечить безопасное приземление.

Следующий этап — переход кандидатов в космонавты на новую купольную систему типа «крыло»-«Арбалет» — прошёл благополучно. Вся программа ими выполняется профессионально, грамотно. Они освоили прыжки с высоты четырёх тысяч метров с большими задержками раскрытия парашюта, научились решать задачи информационного поиска в свободном падении и вести репортаж на всех этапах прыжка с парашютом. И главное, они поверили в себя, в возможность целенаправленно работать в стрессовых условиях. Сложные задания освоены успешно. Программа СППК 2011 года выполняется полностью. Погода в Мензелинске благоприятная, условия тоже. Главное, работа по программе СППК организована профессионально грамотно. Инструкторы очень заботливо, очень внимательно и доброжелательно проводят  подготовку космонавтов. Результат, конечно, будет. 

Svetlana Vasil'evna Andreeva — Светлана Васильевна, расскажите, пожалуйста, о работе группы психологического обеспечения на СППК.

— Велась следующая работа: динамическое наблюдение и целенаправленное общение; анализ репортажа на всех этапах прыжка с целью оценки состояния и работоспособности; обеспечение обратной связи для обучаемых по результатам прыжков на разборе каждого дня. Целью работы являлось развитие способностей и функциональных возможностей космонавтов в интересах повышения готовности к стрессу.

В своей работе мы использовали методологию психологического моделирования усложнённой деятельности, которая включает в себя реакцию эмоционального стресса в сочетании с активизацией необходимых интеллектуальных процессов и процессов восприятия. Используемая психологическая модель сложно-совмещённой деятельности позволяет управлять состоянием обучаемых путём повышения сложности дополнительного задания, оценивать их психическое состояние и качество выполнения задания

— Это Ваши первые парашютные сборы. Какие впечатления от СППК?

— Мне очень понравилось место проведения СППК, радушный приём и тёплое отношение сотрудников аэроклуба «Мензелинск». Восхищала работа инструкторов, и местных, и наших, их подход к работе с космонавтами и высокопрофессиональные навыки. На СППК чувствовались настоящий командный дух, сплочённость и ощущение большой дружной семьи. Очень порадовало отношение космонавтов к работе на парашютной подготовке — серьёзное, но воодушевлённое. Было заметно, что все нацелены на работу с отличными результатами.

Были самые добрые и искренние переживания и за обучаемых, и за инструкторов, чтобы они благополучно отработали программу, определённую на конкретный прыжок, и безопасно приземлились. Хотелось, чтобы молодые космонавты поверили в себя, научились работать в сложных условиях и, конечно, несмотря на неустойчивую погоду, справились с трудностями и успешно завершили программу.

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото Андрея Шубина
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полеты на Луну. Открытки
Когда НАСА готовило к запуску лунные миссии, ни одна страховая компания не взялась застраховать жизнь астронавтов, так как риски были слишком велики. Чтобы компенсировать семьям астронавтов расходы после возможной гибели последних, НАСА выпускало специальные открытки, на которых члены экипажа расписывались перед самым вылетом. Если бы кто-то из астронавтов погиб, их семьи смогли бы продать открытки коллекционерам по хорошей цене, однако все лунные полёты от Аполлона-11 до Аполлона-16 в итоге обошлись без жертв.