Образовательный раздел
О Центре
Новости
Транспортный грузовой корабль «Прогресс»

ТКГ «Прогресс» (11Ф615А15) был разра­ботан в 1970-х годах в НПО «Энергия» на ба­зе пилотируемого корабля 7К-Т «Союз» (11Ф615А8) для доставки грузов, научного оборудования, топлива и расходуемых мате­риалов на долговременные орбитальные станции ДОС с целью обеспечения деятельности экипажа и функ­ционирования бортовых систем станции. Запуск и стыковка ТКГ с ДОС осуществля­лась в автоматическом режиме. Спускаемо­го аппарата корабль не имел. После выпол­нения программы полета он сходил с орбиты и разрушался в плотных слоях атмосферы.

Общая масса ТКГ составляла около 7000 кг, длина - 7.92 м, максимальный диа­метр - 2.72 м, общая масса грузов, достав­ляемых на станцию, - 2100-2500 кг. ТКГ «Прогресс» состоял из трех отсеков: грузового (ГО), отсека компонентов доза­правки (ОКД) и приборно-агрегатного (ПАО).

Герметичный грузовой отсек имел диа­метр 2.2 м, длину с активным СУ - 3.15 м, объем по гермокорпусу - 6.6 м3. В нем раз­мещались доставляемые на станцию сухие грузы, оборудование, продукты питания и вода (всего до 1300 кг). После разгрузки отсек заполнялся контейнерами с отходами и отработавшим оборудованием.

Отсек компонентов дозаправки (1.7 м в длину) был негерметичен и располагался между ГО и ПАО корабля. Конструктивно ОКД был выполнен в виде двух усеченных кониче­ских оболочек с максимальным диаметром 2.1 м. В нем устанавливалось два бака с окис­лителем и два бака с горючим (всего 850 кг топлива), баллоны с азотом и воздухом, агре­гаты и системы дозаправки. Все жидкости перекачивались на борт ОС по специальным трубопроводам через стыковочный узел.

ПАО состоял из переходного (ПхО), при­борного (ПО) и агрегатного (АО) отсеков, имел максимальный диаметр 2.72 м, длину 3.1 м и предназначался для размещения аппаратуры и агрегатов систем корабля. ПхО и АО были аналогичны соответствующим отсе­кам корабля 7К-Т(11Ф615А8), за исключени­ем того, что на «Прогрессе» устанавливался только один комплект (8 шт.) двигателей ори­ентации тягой по 1.5 кгс каждый. В АО была размещена корректирующе-тормозная дви­гательная установка КТДУ-35 тягой 417 кгс и 14 двигателей причаливания и ориентации (ДПО) тягой по 10 кгс. Топливом для КТДУ-35 служили несимметричный диметилгидразин (НДМГ) и азотная кислота (АК-27И). ДПО и ДО работали на перекиси водорода.

Герметичный ПО корабля «Прогресс» был в два раза больше по объему, чем у ТК «Со­юз». В нем размещались приборы и аппара­тура систем: ориентации и управления движением корабля, сближения и стыковки («Иг­ла»), радиосвязи, телеметрии, электропита­ния и блоки автоматики перекачки топлива.

Ресурс ТКГ ограничивался емкостью акку­муляторных батарей и был рассчитан на автономный полет до 4 суток и до 60 суток в со­ставе комплекса. Всего было 43 запуска ко­раблей «Прогресс», и все успешные.

 

  1. Антенны системы «Игла».
  2. Грузовой отсек.
  3. Антенны системы «Игла».
  1. Отсек компонентов дозаправки.
  2. Приборно-агрегатный отсек.
  3. Антенны системы «Игла».
  4. Активный стыковочный агрегат ССВП.

 

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
«Космическая» болезнь
Практически каждый космонавт пережил «космическую» болезнь. При отсутствии гравитации, сигналы вестибулярного аппарата становятся противоречивыми. Результат – дезориентация: многие астронавты не чувствуют расположения даже собственных рук и ног. Дезориентация – главная причина так называемого Космического адаптационного синдрома, который для самих космонавтов является эвфемизмом для обозначения рвоты.