Специализированные тренажеры «Дон-Союз ТМА» и «Дон-Союз ТМА 2»
Специализированные тренажеры «Дон-Союз ТМА» и «Дон-Союз ТМА 2»
Специализированные тренажеры сближения и стыковки транспортного корабля «Союз» («Дон-Союз ТМА» и «Дон-Союз ТМА 2») предназначены для формирования и поддержания у экипажа навыков ручного управления транспортным пилотируемым кораблем и его системами при выполнении сближения, облета, причаливания, стыковки и расстыковки с орбитальными комплексами, а также для отработки режимов срочного покидания МКС экипажем на двух кораблях одновременно (комплексная работа двух тренажёров). Тренажёры «Дон-Союз» обеспечивают экипажу наблюдение полной внешней визуальной обстановки во всех оптических и телевизионных средствах наблюдения корабля, в том числе в иллюминаторе блистера бытового отсека для обучения бортинженера работе с навесными приборами (лазерным дальномером ЛДИ ‑ 11 и блоком вычисления БВК) при отработке дальнего ручного сближения с МКС.
В состав каждого тренажера входят:
-
рабочее место оператора (РМО) – макет спускаемого аппарата корабля «Союз ТМА-М»;
-
специальное рабочее место оператора – макет бытового отсека корабля «Союз ТМА-М» (единое для тренажеров «Дон-Союз ТМА» и «Дон-Союз ТМА2»);
-
пульт контроля и управления (ПКУ) - рабочее место инструктора и инженера тренажера;
-
вычислительная система;
-
специальное программное обеспечение;
-
системы имитации визуальной обстановки (включает в себя многоканальную систему компьютерной генерации изображения, телевизионную аппаратуру и устройства воспроизведения изображения);
-
устройство сопряжения с объектом;
-
система имитации связи «Борт-Земля», система ремонтно-технологической связи;
-
система обеспечения нормальных климатических условий в РМО;
-
система электропитания.
На тренажерах проводятся занятия с экипажами для отработки навыков:
-
контроля автоматического режима сближения, причаливания и стыковки ТПК «Союз ТМА-М» к различным портам российского сегмента МКС (СМ+Х, СО1, МИМ1, МИМ2, МЛМ, УМ);
-
распознавания нештатных (НШС) ситуаций в процессе реализации автоматических режимов и переход в режимы ручного управления согласно бортовой документации (БД);
-
управления транспортным кораблем «Союз ТМА-М» в ручных режимах (в дискретном и аналоговом контуре) сближения, облета, причаливания, стыковки, расстыковки и расхождения с МКС при штатной работе бортовой системы и при возникновении нештатных и аварийных ситуаций;
-
управления транспортным кораблем «Союз ТМА-М» в ручных режимах стыковки к МКС, стабилизированной в различных системах координат на дневной и ночной (при свете фары) стороне орбиты;
-
управления транспортным кораблем «Союз ТМА-М» в ручном режиме перестыковки с любого стыковочного узла российского сегмента МКС на любой стыковочный узел;
-
выполнения режима одновременной расстыковки двух транспортных кораблей (в режиме совместной работы тренажеров «Дон-Союз ТМА» и «Дон-Союз ТМА2»);
-
работы с пультом космонавта спускаемого аппарата;
-
работы с органами управления визира космонавта.
Специализированные тренажеры «Дон–Союз ТМА» и «Дон–Союз ТМА 2»