О Центре
О Центре
Новости
Специализированные тренажеры «Дон-Союз ТМА» и «Дон-Союз ТМА 2»

Специализированные тренажеры «Дон-Союз ТМА» и «Дон-Союз ТМА 2»

Специализированные тренажеры сближения и стыковки транспортного корабля «Союз» («Дон-Союз ТМА» и «Дон-Союз ТМА 2») предназначены для формирования и поддержания у экипажа навыков ручного управления транспортным пилотируемым кораблем и его системами при выполнении сближения, облета, причаливания, стыковки и расстыковки с орбитальными комплексами, а также для отработки режимов срочного покидания МКС экипажем на двух кораблях одновременно (комплексная работа двух тренажёров). Тренажёры «Дон-Союз» обеспечивают экипажу наблюдение полной внешней визуальной обстановки во всех оптических и телевизионных средствах наблюдения корабля, в том числе в иллюминаторе блистера бытового отсека для обучения бортинженера работе с навесными приборами (лазерным дальномером ЛДИ ‑ 11 и блоком вычисления БВК) при отработке дальнего ручного сближения с МКС.

В состав каждого тренажера входят:

  • рабочее место оператора (РМО) – макет спускаемого аппарата корабля «Союз ТМА-М»;
  • специальное рабочее место оператора – макет бытового отсека корабля «Союз ТМА-М» (единое для тренажеров «Дон-Союз ТМА» и «Дон-Союз ТМА2»);
  • пульт контроля и управления (ПКУ) - рабочее место инструктора и инженера тренажера;
  • вычислительная система;
  • специальное программное обеспечение;
  • системы имитации визуальной обстановки (включает в себя многоканальную систему компьютерной генерации изображения, телевизионную аппаратуру и устройства воспроизведения изображения);
  • устройство сопряжения с объектом;
  • система имитации связи «Борт-Земля», система ремонтно-технологической связи;
  • система обеспечения нормальных климатических условий в РМО;
  • система электропитания.

На тренажерах проводятся занятия с экипажами для отработки навыков:

  • контроля автоматического режима сближения, причаливания и стыковки ТПК «Союз ТМА-М» к различным портам российского сегмента МКС (СМ+Х, СО1, МИМ1, МИМ2, МЛМ, УМ);
  • распознавания нештатных (НШС) ситуаций в процессе реализации автоматических режимов и переход в режимы ручного управления согласно бортовой документации (БД);
  • управления транспортным кораблем «Союз ТМА-М» в ручных режимах (в дискретном и аналоговом контуре) сближения, облета, причаливания, стыковки, расстыковки и расхождения с МКС при штатной работе бортовой системы и при возникновении нештатных и аварийных ситуаций;
  • управления транспортным кораблем «Союз ТМА-М» в ручных режимах стыковки к МКС, стабилизированной в различных системах координат на дневной и ночной (при свете фары) стороне орбиты;
  • управления транспортным кораблем «Союз ТМА-М» в ручном режиме перестыковки с любого стыковочного узла  российского сегмента МКС на любой стыковочный узел;
  • выполнения режима одновременной расстыковки двух транспортных кораблей (в режиме совместной работы тренажеров «Дон-Союз ТМА» и «Дон-Союз ТМА2»);
  • работы с пультом космонавта спускаемого аппарата;
  • работы с органами управления визира космонавта.

 

Специализированные тренажеры «Дон–Союз ТМА» и «Дон–Союз ТМА 2»

 

Рабочее место космонавта тренажера «Дон–Союз»

 

Пульт контроля и управления тренажера «Дон–Союз ТМА 2»

 

 

Пульт контроля и управления тренажера «Дон–Союз ТМА»

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полеты на Луну. Открытки
Когда НАСА готовило к запуску лунные миссии, ни одна страховая компания не взялась застраховать жизнь астронавтов, так как риски были слишком велики. Чтобы компенсировать семьям астронавтов расходы после возможной гибели последних, НАСА выпускало специальные открытки, на которых члены экипажа расписывались перед самым вылетом. Если бы кто-то из астронавтов погиб, их семьи смогли бы продать открытки коллекционерам по хорошей цене, однако все лунные полёты от Аполлона-11 до Аполлона-16 в итоге обошлись без жертв.