О Центре
Новости
Новости

«Степь да степь кругом»

05 декабря 2019

Штатным районом посадки спускаемого аппарата (СА) космического корабля является степь Казахстана. И не всегда получается так, что экипаж приземляется именно в том месте, где его ждут поисково-спасательные службы. Малейшая нештатная ситуация при спуске может привести к многокилометровому отклонению от запланированной точки посадки. Что тогда делать? Ждать помощи в СА или самостоятельно выходить наружу? После длительной невесомости организм тяжело переносит гравитацию, да и степь таит в себе много опасностей. Именно поэтому в план подготовки космонавтов к экстремальным видам деятельности включены тренировки по действиям экипажа в случае нештатной посадки в степи зимой, которые проходят на Байконуре с 25 ноября по 6 декабря.

Специалисты отмечают, что отчасти новый вид подготовки схож с тренировками, которые проходили в тундре под Воркутой, но всё-таки есть отличия. Поэтому первыми опробовать «выживание в степи» отправился экипаж инструкторов ЦПК (командир – Александр Герман, бортинженеры – Руслан Ельцов и Александра Тюрина). «Основное, с чем пришлось бороться экипажу, – это холод, – поделился Александр Герман. – Материала для розжига костра практически нет, а ночью температура доходила до минус 15 градусов. Но всё прошло штатно. Так что космонавты отправились на тренировку в уверенности, что рекомендации, которые мы им даём, работают».

Первыми двухсуточную тренировку по действиям экипажа в случае нештатной посадки в степи зимой прошли космонавты-испытатели отряда космонавтов Роскосмоса Сергей Кудь-Сверчков, Николай Чуб и Пётр Дубров. По легенде СА приземлился где-то в нерасчётной точке казахстанской степи, и найти его сразу поисково-спасательные службы не смогли. «Капсула» лежит на боку, т.е. ложементы находятся практически в вертикальном положении, что не очень удобно, к тому же надо контролировать уровень углекислого газа в замкнутом пространстве. Поэтому космонавты переодеваются из скафандров «Сокол» в полётные костюмы и выбираются наружу, чтобы оценить обстановку. Мороз и ветер заставляют быстро надеть ещё и теплозащитные костюмы, а дальше – простор для импровизации.

   

«Выживание в степи представляет собой комбинацию факторов из тренировок в лесисто-болотистой местности зимой и в пустыне летом, – поделился командир первого условного экипажа Сергей Кудь-Сверчков. – Минусовая температура, сильно пониженная ветром, отсутствие дров и естественных укрытий, ограниченное количество воды. Но у нас опытный экипаж. И Пётр Дубров, и Николай Чуб проходили выживания в лесу зимой и в пустыне, поэтому мы представляли, что нас ждёт, и заранее обсудили тактику действий».

Как пояснил начальник отдела ЦПК Анатолий Забрусков, одной из особенностей данного вида тренировок является активное использование космонавтами тренажёра СА как для переодевания, отдыха, так и для постройки укрытия с применением парашютной ткани, строп парашюта и медицинских накидок.

«В отличие от леса, тут работы немного, – рассказал Сергей Кудь-Сверчков. – С одной стороны, хорошо, что не потеешь, пить не хочется, с другой – и не согреваешься. Нужно быть аккуратным и грамотно выбирать режим деятельности, так как, если вспотеешь, сушить одежду на скромном огне, разведённом в степи, невозможно. В качестве укрытия для сна мы попробовали разные варианты. Пробовали спать в СА, где для отдыха комфортно может разместиться только один человек. Строили укрытие из парашюта, выкладывали многослойную подстилку из медицинской накидки и гидрокомбинезона «Форель», чтобы не спать на голой земле, находились максимально близко к костру, который развели благодаря найденным кустарникам и корням. Из-за холода ночью очень мало спали, досыпали днём по очереди».

«В течение тренировки первый экипаж чувствовал себя хорошо, ребята были полны сил и мотивированы на прохождение выживания, – подытожил Анатолий Забрусков. – Более того, они высказали интересные предложения по поводу состава носимого аварийного запаса (НАЗ), которые мы будем продвигать при составлении НАЗа для корабля нового поколения. Любые тренировки, которые мы проводим в различных климатогеографических зонах, предполагают гораздо больший объём работ и напряжённость экипажа, чем это потребуется в реальности. Это делается специально, чтобы заложить в космонавтов уверенность, что они смогут справиться с любой нештатной ситуацией, и где бы они ни оказались при приземлении, смогут сохранить себе жизнь и здоровье».

О том, как прошли испытание зимней степью второй (Мухтар Аймаханов, Дмитрий Петелин, Анна Кикина) и третий (Денис Матвеев, Андрей Федяев, Сергей Корсаков) экипажи, мы расскажем на следующей неделе.

Источник: Пресс-служба ЦПК, фото и видео ЦПК
RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полеты на Луну. Открытки
Когда НАСА готовило к запуску лунные миссии, ни одна страховая компания не взялась застраховать жизнь астронавтов, так как риски были слишком велики. Чтобы компенсировать семьям астронавтов расходы после возможной гибели последних, НАСА выпускало специальные открытки, на которых члены экипажа расписывались перед самым вылетом. Если бы кто-то из астронавтов погиб, их семьи смогли бы продать открытки коллекционерам по хорошей цене, однако все лунные полёты от Аполлона-11 до Аполлона-16 в итоге обошлись без жертв.