Образовательный раздел
О Центре
Новости
Базовый блок

Базовый блок 17КС №12701 был предназ­начен для обеспечения деятельности экипа­жа численностью до шести человек и управ­ления комплексом «Мир» с изменяющейся конфигурацией.

Основные функции ББ:

  • обеспечение условий работы и отдыха экипажа;
  • управление работой основных состав­ляющих орбитального комплекса (ОК);
  • снабжение ОК электроэнергией;
  • обеспечение радиосвязи, передачи те­леметрической информации, телеизображений, прием командной информации;
  • управление ориентацией ОК и коррек­ция орбиты;
  • обеспечение возможности сближения и стыковки модулей и транспортных кораблей;
  • поддержание заданного температурно-влажностного режима жилого объема, эле­ментов конструкции и оборудования;
  • обеспечение условий для выхода кос­монавтов в открытое пространство;
  • проведение научных и прикладных ис­следований и экспериментов с использова­нием доставляемой целевой аппаратуры.

Головным разработчиком комплекса «Мир» было НПО «Энергия», разработчиком Базово­го блока и модулей станции - КБ «Салют», их основными изготовителями - Машинострои­тельный завод им. М.В.Хруничева и Завод экспериментального машиностроения.

Стартовая масса ББ составила 20900 кг; длина по корпусу - 13.13 м, максимальный диаметр - 4.35 м, объем герметичных отсе­ков - 90 м3, свободный объем - 76 м3. ББ конструктивно состоял из четырех отсеков: трех герметичных - переходного отсека (ПхО), рабочего отсека (РО) и переходной камеры (ПрК), а также негерметичного агре­гатного отсека (АО).

Переходный отсек был предназначен для стыковки четырех целевых модулей и пере­хода в них членов экипажа. Он также мог вы­полнять функции шлюзового отсека при вы­ходе в открытый космос, для чего на нем был установлен клапан сброса давления. Длина ПхО - 2.78 м, герметичный объем - 6.85 м3. На сферической части ПхО были установле­ны пять пассивных стыковочных агрегатов (один осевой и четыре боковых). На осевом и одном боковом стыковочных узлах имелись приемные конусы, на трех осталь­ных боковых узлах - крышки. Транспортные корабли и модули должны были стыковаться к осевому узлу. Для перестыковки модулей на боковые узлы на ПхО были установлены два гнезда для захвата манипулятором авто­матической системы перестыковки (АСПр).

На наружной поверхности ПхО были уста­новлены кронштейны, на которых крепились поручни, антенны системы автоматического сближения и стыковки «Курс», стыковочные мишени, телекамера, бортовые огни. Наруж­ная поверхность отсека была закрыта экранно-вакуумная теплоизоляция. В ПхО имелось четыре иллюминатора.

Рабочий отсек предназначался для раз­мещения основной части бортовых систем и оборудования ББ для жизни и работы экипа­жа. Общая длина РО - 7.7 м, максимальный диаметр - 4.15 м, герметичный объем -75.0 м3. Панели интерьера отделяли жилую зону от приборной, а также от корпуса РО. В РО имелось девять иллюминаторов, один из которых (№ 9) имел диаметр 50 см. Два иллюминатора стояли в индивидуальных ка­ютах по правому и левому борту.

В зоне малого диаметра РО находился центральный пост управления станцией «Плутон». Здесь же было предусмотрено ме­сто для монтажа аппаратуры телеоператорного режима управления (ТОРУ). В зоне большого диаметра РО имелись две персо­нальные каюты (объемом 1.2 м3 каждая), са­нитарный отсек (объемом 1.2 м3) с умываль­ником и ассенизационным устройством, кух­ня с холодильником-морозильником, рабо­чий стол со средствами фиксации и средст­вами подогрева пищи, емкость для хранения воды (объемом 50 л) и блок ее раздачи, ме­дицинская аппаратура, тренажеры для физи­ческих упражнений (велоэргометр и бегущая дорожка), устройство для измерения массы тела в невесомости. В полу большого диаме­тра РО имелась шлюзовая камера для отде­ления контейнеров с отходами и малых КА.

По бокам и в верхней части малого диа­метра РО имелись три ниши, в которых были установлены приводы СБ. На боковых при­водах крепились две основные панели СБ с размахом 29.73 м и общей площадью 76 м2. На верхнем приводе крепилась раскладыва­емая доставляемая солнечная батарея дли­ной 10.6 м. Максимальная выходная мощ­ность двух основных и монтируемой СБ -12.2 кВт. На цилиндрических частях были ус­тановлены радиаторы, которые выполняли также функции противометеоритных экра­нов. На внешней поверхности РО были сде­ланы поручни. Кроме того, снаружи малого диаметра РО были установлены датчики ориентации по Солнцу и Земле системы уп­равления движением (СУД), датчики систе­мы ориентации СБ, астроблоки, антенны ра­диотелеметрической системы. На концах солнечных батарей были установлены ан­тенны системы «Курс», системы управления и связи, телеантенна, бортовые огни. Снару­жи корпус РО закрывался экранно-вакуумной теплоизоляцией.

Переходная камера предназначалась для обеспечения стыковки транспортных кораблей и модуля 37КЭ. ПрК имела диаметр 2.0 м и длину 2.34 м. Внутренний объем - 7.0 м3. ПрК была снабжена одним пассивным стыковочным агрегатом системы стыковки и внутреннего перехода (ССВП), расположенным по продольной оси ББ. Для внешнего наблю­дения в ПрК имелся один иллюминатор, а снаружи была закреплена телекамера.

Агрегатный отсек имел цилиндрическую форму с максимальным внешним диаметром 4.15 м и окружал собой переходную камеру. АО предназначался для размещения агрега­тов объединенной двигательной установки (ОДУ). ОДУ включала в себя два корректиру­ющих двигателя тягой по 315 кгс и 32 двига­теля ориентации с тягой по 13.3 кгс для ка­налов тангажа, рысканья и крена. Двигатели ориентации были сгруппированы в четыре блока по восемь двигателей в каждом. В со­став ОДУ также входили четыре бака (вмеща­ли до 558 кг окислителя АТ и 302 кг горючего НДМГ); восемь баллонов со сжатым азотом (масса заправки азотом 37 кг). Баки ОДУ ББ могли дозаправляться топливом из грузовых кораблей «Прогресс» со стороны АО и ПхО.

Снаружи на заднем шпангоуте АО была закреплена штанга с антенной системы «Ан­тарес». Кроме того, на корпусе АО стояли антенны системы «Курс», радиотехнической системы управления и связи, телевизион­ной системы, системы телефонно-телеграфной связи, аппаратуры радиоконтроля орбиты. На АО были закреплены датчики ориентации по Солнцу и датчики системы ориентации СБ, бортовые огни, поручни.

При запуске ПхО и малый диаметр РО со сложенными СБ были закрыты головным об­текателем (ГО). На двух кронштейнах (коро­бах) крепления ГО по левому и правому бор­ту уже в ходе полета станции были смонти­рованы телескопические грузовые стрелы.

 

  1. «Союз ТМ»;
  2. антенна систе­мы «Курс»;
  3. доставляемая СБ;
  4. привод доставляемой СБ;
  5. малый диаметр РО;
  6. уст­ройство для измерения массы те­ла;
  7. велоэргометр;
  8. рабочий стол;
  9. персональные каюты;
  10. основные СБ;
  11. большой диа­метр РО;
  12. антенна системы «Игла»;
  13. привод остронаправленной антенны;
  14. санитарный отсек;
  15. переходная камера;
  1. осевой стыковочный узел;
  2. корректирующие двигатели ОДУ;
  3. агрегатный отсек;
  4. блок двигателей ориента­ции;
  5. корректирующие двигатели ОДУ;
  6. бегущая дорожка;
  7. персональные каюты;
  8. большой иллюминатор №9;
  9. привод основной СБ;
  10. основные СБ;
  11. центральный пост управления;
  12. переходный отсек;
  13. боковые стыковочные узлы;
  14. гнездо для захвата манипулятора АСПр

 

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полеты на Луну. Открытки
Когда НАСА готовило к запуску лунные миссии, ни одна страховая компания не взялась застраховать жизнь астронавтов, так как риски были слишком велики. Чтобы компенсировать семьям астронавтов расходы после возможной гибели последних, НАСА выпускало специальные открытки, на которых члены экипажа расписывались перед самым вылетом. Если бы кто-то из астронавтов погиб, их семьи смогли бы продать открытки коллекционерам по хорошей цене, однако все лунные полёты от Аполлона-11 до Аполлона-16 в итоге обошлись без жертв.