Образовательный раздел
О Центре
Новости
Стыковочный отсек

Стыковочный отсек (СО, изделие 316ГК) был разработан и изготовлен в РКК «Энер­гия» для стыковок шаттлов к модулю «Крис­талл» без предварительной его перестыковки с бокового на осевой узел ПхО Базового бло­ка «Мира». Отсек имел длину 4.7 м по плоско­стям шпангоутов стыковочных узлов и диа­метр герметичного отсека 2.2 м. Максималь­ная длина (по лепесткам стыковочных узлов) - 5.1 м, максимальная ширина (по концам го­ризонтальных цапф крепления в грузовом от­секе шаттла) - 4.9 м, максимальная высота (от конца килевой цапфы до контейнера до­полнительной СБ) - 4.5 м. Масса СО вместе с двумя доставляемыми СБ и узлами крепле­ния в грузовом отсеке шаттла - 4350 кг.

Герметичный корпус СО был образован ци­линдрической обечайкой диаметром 2.2 м и двумя сферическими днищами радиусом 1.1 м. Герметичный объем стыковочного отсека - 14.6 м3. По оси обоих днищ устанав­ливались два андрогинных периферийных агрегата стыковки типа АПАС-89: один для сты­ковки СО к модулю «Кристалл» (АПАС-1), дру­гой - для стыковки с шаттлом (АПАС-2). Один узел был повернут относительно другого на 25° - для того, чтобы струи из направленных вверх двигателей шаттла не били в сторону станции. В центре люка узла АПАС-1 был сде­лан иллюминатор для телекамеры, обеспечи­вающей стыковку комбинации «шаттл+СО». В центре люка АПАС-2 стояла стыковочная мишень для шаттла. Около каждого узла имелся клапан выравнивания давления.

Электропитание всех систем отсека обес­печивалось от станции «Мир» через разъемы в узле АПАС-1. Внутри СО были установлены блок плавких предохранителей и электроро­зетки. Информационные каналы для управле­ния системами СО из шаттла шли через мультиплексор-демультиплексор и два разъема на АПАС-2. Программное обеспечение шаттла отслеживало состояние и работу систем СО: давление и температуру внутри отсека, работу вентиляторов системы терморегулирования, состояние и работу обоих стыковочных узлов. После стыковки с «Кристаллом» вся информа­ция из СО пошла через два электроразъема на узле АПАС-1 в управляющий информаци­онно-вычислительный комплекс «Мира».

Внутри СО были установлены пульты уп­равления обоими стыковочными узлами, блок энергопитания АПАС, блок управления клапанами давления, блок включения питания и панель управления СОТР. Для обеспечения заданного теплового режима снаружи отсек был закрыт экранно-вакуумной тепло­изоляцией. Активная система терморегули­рования СО включала гидроконтур с циркули­рующим хладагентом и блоком автоматичес­ких переключателей, электрические нагрева­тели и вентиляторы. Вентиляторы обеспечи­вали и циркуляцию воздуха. Для поддержа­ния требуемых параметров по чистоте атмо­сферы в отсеке стоял пылесборник.

Внутренними «стенами» гермокорпуса были декоративные панели, за которыми проходили электрические и пневматические коммуникации. В сферические днища СО вварили технологические клапаны наддува и сброса давления, используемые при проверке на герметичность на Земле.

 

Снаружи СО были закреплены многоразо­вая солнечная батарея (МСБ) и солнечная батарея дооснащения (СБД), средства за­хвата СО манипулятором шаттла, средства обеспечения стыковки, отрывная плата РОА, поручни для перемещения космонавтов сна­ружи отсека.

МСБ, полностью изготовленная россий­ской стороной, являлась точной копией двух батарей, запущенных с модулем «Кристалл». Сначала ее планировали установить на торце модуля «Природа», однако предпочли «под завязку» забить «Природу» американской на­учной аппаратурой, а МСБ пока поставить на СО. Батарея СБД имела в своем составе ана­логичную российскую механическую часть для развертывания и свертывания и американские фотоэлектрические преобразовате­ли (ФЭП). Общая площадь двух батарей - 76 м2. Позднее батареи были перенесены на модуль «Квант» и там установлены.

В грузовом отсеке шаттла СО фиксиро­вался основным креплением (две цапфы по левому и правому борту), стабилизирующим (одна цапфа по левому борту) и килевым (одна цапфа снизу). Такелажный узел для манипулятора шаттла стоял на сферическом днище со стороны «Кристалла».

 

     

  1. цапфы узлов крепления;
  2. узел для захвата манипулятором шаттла;
  3. СБ дооснащения;
  4. стыковочные узлы АПАС-89;
  5. многоразовые СБ;
  6. цапфы узлов крепления;
  7. стыковочная мишень шаттла;
  8. стыковочная мишень ТК «Союз ТМ»;
  9. цапфы узлов крепления;
  10. телекамера;
  11. цапфы узлов крепления;
  12. крышка люка;
  13. стыковочные узлы АПАС-89;
  14. отрывная плата РЭА

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полёт Гагарина. Психика
До полёта не знали, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от управления Востоком в порыве буйства. Чтобы включить ручное управление, Гагарину надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать.