О Центре
Новости
Служебный модуль «Звезда»

Головным разработчиком СМ «Звезда» яв­лялась РКК «Энергия», основным субподряд­чиком - ГКНПЦ имени М.В. Хруничева; входя­щее в него КБ «Салют» выполнило ряд про­ектных и конструкторских работ, Ракетно-ко­смический завод изготовил корпус, провел сборку и часть испытаний.

«Звезда» является основой российского сегмента МКС. СМ обеспечивает деятельность экипажа численностью до шести чело­век и управление станцией с регулярно из­меняющейся конфигурацией. На этапе раз­вертывания МКС он является базовым модулем всей станции, основным местом для жизни и работы экипажа. Это наиболее сложный и насыщенный аппаратурой рос­сийский модуль МКС.

Конструктивно СМ состоит из четырех от­секов: трех герметичных - переходного от­сека (ПхО), рабочего отсека (РО) и промежу­точной камеры (ПК), а также негерметичного агрегатного отсека (АО), в котором разме­щена объединенная двигательная установка (ОДУ). Стартовая масса «Звезды» на орбите после отделения от РН составила 20295 кг. СМ имеет длину по корпусу 13.11 м, макси­мальный диаметр - 4.35 м, объем герметич­ных отсеков - 89 м3, объем обитания экипа­жа - 46.7 м3. Расчетная длительность функ­ционирования «Звезды» на орбите - 15 лет. При запуске модуля малый диаметр РО со сложенными солнечными батареями (СБ) и ПхО был закрыт головным обтекателем.

Основные внешние отличия СМ от ББ «Мира» коснулись ПхО. На нем вместо пяти осталось только три стыковочных узла: один, осевой, спереди, один - сверху, один - снизу. Вместо двух боковых узлов на СМ были приварены герметичные крышки. Причем вместо старых стыковочных агрегатов ССВП на ПхО установили модернизированные ССВП-М с усиленной несущей способнос­тью. Лишь на ПК остался старый агрегат ССВП. На корпусе РО малого диаметра была заварена ставшая ненужной ниша для при­вода монтируемой СБ.

Две СБ модуля имеют размах 29.73 м, площадь их фотоэлектрических элементов -76 м2. Батареи вырабатывают максимальную выходную мощность 9.8 кВт. Предусмотрено смонтировать на основных СБ еще четыре дополнительные батареи: по одной с каждой стороны обеих СБ. После их монтажа мощ­ность системы электропитания возрастет до 13.8 кВт.

Серьезные изменения коснулись систем модуля. Бортовой компьютер российского производства был заменен на систему обра­ботки данных DMS-R, предоставленную ЕКА. Появились дополнительные интерфейсы для обмена служебной и научной информацией с американским сегментом МКС. Радиотелеметрические системы БР-9ЦУ-5 и БИТС 2-3 заменили единой БИТС 2-12. Вместо прибо­ров и антенн (включая поворотную острона­правленную) системы «Антарес» для связи через спутник-ретранслятор установили си­стему «Лира» и остронаправленную антенну с одноступенчатым пеленгом. Командная радиосистема «Квант-В» заменена радио­технической системой управления и связи «Регул».

Кроме того, заменен ряд антенн системы автоматического сближения «Курс». Пульты управления «Плутон» для системы управле­ния бортовым комплексом поменялись на более совершенные «Меркурий». Вместо внутреннего контура охлаждения КОХ-В, агрегатов кондиционирования БКВ-2 и БКВ-3 системы терморегулирования появились два агрегата системы кондиционирования воздуха СКВ-1 и дополнительные теплообменники.

Стоит добавить, что значительная часть оборудования не была установлена на СМ из-за ограничений по грузоподъемности но­сителя. Ее планировалось доставить на «Прогрессах» и шаттлах. Так, часть аппарату­ры и устройств для «Звезды» уже была привезена на МКС во время полетов STS-88, -96 и -101 и ожидала своего часа в грузовых сек­циях модуля «Заря» (среди них - велоэргометр и бегущая дорожка).

  1. Панели солнечных батарей.
  2. Малый диаметр рабочего отсека.
  3. Стыковочная мишень.
  4. Переходный отсек.
  5. Антенны системы «Курс».
  6. Осевой пассивный гибридный стыковочный агрегат ССВП-М.
  7. Стыковочная мишень.
  8. Боковой пассивный гибридный стыковочный агрегат ССВП-М.
  9. Панели солнечных батарей.
  1. Бленды иллюминаторов.
  2. Большой иллюминатор №9.
  3. Антенны системы «Регул».
  4. Блок двигателей ориентации.
  5. Шлюзовая камера.
  6. Агрегатный отсек.
  7. Антенны системы «Регул».
  8. Большой диаметр рабочего отсека.
  9. Иллюминатор индивидуальной каюты.

 

RSS | Архив новостей
Для подписки на новости введите Ваш e-mail:
Выберите рубрику
Интересные факты
Полеты на Луну
Из всех американских кораблей, летавших к Луне, серьёзная авария произошла только на Аполлоне-13, а случилось это 13 апреля.